[Авторская колонка] Наследие Хидетаки Миядзаки: как сделать крутой Souls-Like

Кто бы мог подумать: новую консоль от Sony, ту самую PlayStation 5, продает ремейк игры 2009 года. Именно в том году геймдизайнер Хидетака Миядзаки навсегда изменил игровую индустрию. Маэстро Миядзаки выпустил свою Demon’s Souls.

Хардкорная, беспощадная и мрачная Action-RPG быстро завоевала признание критиков и геймеров, а Миядзаки еще не раз обращался к успешной формуле. После Demon’s Souls в свет вышли трилогия Dark Souls, эксклюзив платформы Sony Bloodborne, а в самурайском Sekiro: Shadows Die Twice все так же легко можно рассмотреть базис из первого Souls-хита. Главное, пожалуй, достижение Миядзаки — он создал действительно новый поджанр, с легкой руки впечатленных камрадов названный Souls-Like.

174843-01.jpg

Миядзаки очень похож на скромного студента из Бурятии

Порой определить принадлежность игры к Souls-Like непросто. Торопыги от игровой журналистки часто пишут: «Ролевая игра в духе Dark Souls» для обзора любого проекта с холодным оружием в кадре. Но, к примеру, Dragon’s Dogma ближе к классическим RPG, несмотря на бодрую боевку и фееричные разборки с боссами.

Стоит выделить несколько главных элементов успеха игр серии Souls, именно эти составляющие вдохновляют разработчиков Souls-Like и определяют их работы как последователей игр господина Миядзаки.

Высокая сложность и постоянно травмирующая психику надпись «You Died» — лишь вершина айсберга. Хотя нужно отметить, что с хардкорностью своих игр Миядзаки поработал с аккуратностью ювелира. В Souls вы не встретите грубой и нечестной драки, к каждому противнику найдется подход. В каждой сложной ситуации отыщется ключик к выходу — терпение, внимательность и смекалка будут задействованы в такой же высокой степени, как рефлексы мангуста на змеиной охоте. Все продолжатели дела Миядзаки в той или иной степени применяют тот же подход к сложности своих игр. Такие игры не проходятся с наскока, за вечер.

174844-02.jpg

Эта надпись преследует некоторых геймеров в страшных снах

В Souls и в Souls-Like значительная часть внимания разработчиков (а затем и игроков) отводится боссфайтам. Без крутого дизайна боссов, без тщательного изучения арены и набора приемов соперника в таких играх не обойтись. Именно в лучших образцах Souls-Like боссфайты становятся тем, чем и должны быть по определению, — кульминацией действия. Ни один из жанровых проектов не обошелся без боссов с длинной полоской жизни и с дурными манерами.

И еще один из примеров специфики жанра Souls-Like — это схема накопления, потери и возврата опыта. В таких играх после поражения в бою игрок получает возможность вернуть потерянный опыт: нужно лишь добраться до места фатальной ошибки, но если вас сражают в пути, то опыт исчезает бесследно. Такая механика выглядела действительно свежо, дарила новый игровой опыт и массу сильных эмоций. Хотя здесь Миядзаки не стал первопроходцем. Еще в двухмерных выпусках Diablo была возможность после гибели героя отыскать его бездыханное тело и вернуть ценные доспехи, оружие и кошель с золотом. В Souls мы точно так же пытались вернуть утраченные очки опыта, и эта схема ощущалась живее и интереснее. Хотя в Souls-Like могут обходиться и без подобных сложностей. Успешная экшен-RPG Remnant: From the Ashes не отнимает опыт в случае неудачи, а в остальном очень близка к играм Миядзаки.

174844-03.jpg

Один неверный шаг — и рыцарь полетит в пропасть. С полными карманами трофейных душ

Некоторые жанровые проекты подражают первоисточнику практически во всем. Хорошим примером будет недавняя Mortal Shell от студии Cold Symmetry. Здесь почерк Миядзаки виден на каждом шагу: мрачный во всех смыслах слова мир, сюжетная недосказанность, жесткая боевая система. Такие игры часто называют обидным словом «клон». Но пикантность ситуации с Mortal Shell в том, что повторяя и цитируя Dark Souls, она дарит те же сильные эмоции, что и объект подражания. Игра в большинстве случаев понравилась сообществу и на агрегаторе оценок Metacritic имеет нестыдные 76 баллов на основании 43 обзоров. Называть такой подход к разработке копированием или аккуратным заимствованием идей — личное дело каждого.

174845-04.jpg

Mortal Shell старательно копирует цветовую гамму Souls

Статья от 23.08.2020 16 [Рецензия] Mortal Shell (PC)

Цитата

Те из товарищей, что следят за релизами уже давно и более-менее внимательно, наверняка заметили интересный факт: среди Souls-Like нет (ну, почти нет) откровенно плохих игр. Что-то получается крепче, что-то слабее, но все перечисленные в этом тексте игры определенно стоят вашего внимания. К примеру, если вспомнить, как два десятка лет назад студия Blizzard рвала листы продаж своей Diablo 2, то там ситуация сложилась менее радостная. Клоны Diablo появлялись еще много лет с завидной регулярностью, и проходного материала среди них хватало с лихвой.

Простейший путь для разработчиков игр Souls-Like блеснуть-таки собственной идеей — поколдовать с визуальной стилистикой. Да, в серии Souls вы найдете очень крутую картинку, далеко не самую технологичную, но атмосферную и «цепляющую». Минимум естественного освещения, туман и сумрак, запустение, декаданс и безнадега — картинка в любой из частей Souls работает на максимально быстрое погружение игрока. Но такой подход к визуалу, как оказалось, необязателен для хорошей игры в стиле Миядзаки.

174845-05.jpg

Красиво. Но мрачно. Но все-таки красиво

Свое слово сказали польские разработчики в 2014 году, выпустив Lords of the Fallen. Игра во многом перекликалась с работами Миядзаки, но сохранив ориентацию на взрослый возрастной рейтинг, поляки сделали картинку гораздо ярче. Lords of the Fallen не вцеплялась в игрока такой же мертвой хваткой, как Souls, но была гораздо ярче и приятнее для глаз. Там, где Миядзаки нагонял густых теней и мрака, польские художники показали серебристый снег, блеск солнечных лучей и пламя костров, пестрое убранство дворцов и монастырей, изящные рыцарские доспехи и замысловатую геральдику. Получилось в разы более жизнерадостно, чем в мирах Dark Souls, но правильной атмосферы это не порушило. К слову, слухи о продолжении Lords of the Fallen гуляют по сети уже не первый год.

174846-06.jpg

Lords of the Fallen 2 не то чтобы самый ожидаемый проект, но его выход порадует многих геймеров

Статья от 28.10.2014 78 [Рецензия] Lords of the Fallen (PC)

А Code Vein от японского гиганта Bandai Namco примерила в 2019 году облик анимэ, пестрый и дорогой. Все Souls-механики были сохранены, но картинка напоминала работы уже другого Миядзаки — по имени Хаяо, великого аниматора. Эффектные локации, стильно оформленные флэшбеки — и при этом серьезный настрой, как и принято в Souls-Like: вокруг апокалипсис и нежить.

Сеттинг темного фэнтези, столь любимый Миядзаки, несложно поменять на научную фантастику, поработав с антуражем и добавив пару геймплейных фишек. Результат может быть вполне достойным. Так, в дилогии The Surge вместо демонов и безумных богов нашей крови жаждут ошалевшие от вседозволенности роботы в мире недалекого будущего. А геймплей в The Surge в соответствии с НФ-сеттингом отличается от Dark Souls частым применением огнестрельного оружия. В недавней Hellpoint главный герой оказывается в глубинах космоса, на борту огромного звездолета. Хотя все эти металлические коридоры и отсеки чем-то неуловимо напоминают умирающее королевство Лордран из Dark Souls. В Hellpoint даже нашлось место для злобных богов, которые вполне комфортно чувствуют себя среди звезд. Хотя космический бестиарий в своем уродстве превзошел команду монстров из Лордрана. И это комплимент дизайнерам и художникам Hellpoint.

174846-07.jpg

И да, в космосе никто не услышит вашего крика

Статья от 24.09.2019 45 [Рецензия] The Surge 2 (PC)

Еще один очевидный способ внести в Souls-Like немного новизны — углубление боевой системы. В играх Миядзаки боевка очень хороша, она интуитивна и функциональна — все приемы и трюки одинаково полезны с первых минут и до финальных титров. Но в оригинальных Souls набор движений в сражении все-таки ощутимо ограничен: связка ударов, парирование с контратакой, удар с разбега, кувырок... Создатели Nioh (студия Team Ninja, авторы экшен-классики Ninja Gaiden и Dead or Alive) пошли дальше. Самурай британского происхождения Уильям разит недругов разными видами оружия, и бой с катаной кардинально отличается от применения копья или экзотичной кусаригамы. К тому же герой Nioh может встать в одну из трех стоек, изменяя набор приемов для каждого отдельного вида снаряжения. Как итог — самая, пожалуй, богатая боевая система в Action-RPG, порой даже слегка громоздкая. При этом умельцы из Team Ninja не забыли о реализме. Несмотря на обилие демонов-екаев в кадре, драки Уильяма постоянно обращаются к реалистичности: смертоносное копье, к примеру, бесполезно в узком коридоре — древко попросту цепляется за стены.

174847-08.jpg

В изобилии приемов и атак Nioh можно легко запутаться

Статья от 16.11.2017 37 [Рецензия] Nioh: Complete Edition (PC)

А боевая система The Surge действительно блистает крутой механикой расчленения. В определенный момент игрок может проявить сноровку и в эффектном рапиде отхватить неприятелю руку или ногу. И вот такие трофеи идут на улучшение нашего экзоскелета, не пропадать же добру! 

Dark Souls с пушками — это даже звучит очень круто. Естественно, после успеха серии Souls такая идея быстро пришла в голову игроделам. Первой пробой огнестрельной боевки в Souls-Like стала игра Immortal: Unchained (2018). Несколько обреченных миров, кибернетические зомби и роботы-убийцы, возможность мгновенно потерять накопленный за часы страданий опыт — и в руках футуристический автомат. Есть и всевозможные кинжалы с саблями, но как вспомогательное оружие, как последний довод. И вот та самая стрельба в Immortal: Unchained хороша. Многих игроков отпугнули невыразительный дизайн уровней и несовременная картинка. Хита не получилось. Через год мы все-таки получили свою «Dark Souls с пушками» — вышла весьма достойная Remnant: From the Ashes, упомянутая выше. 

174848-09.jpg

Пушки! Souls! Remnant: From the Ashes!

Статья от 30.08.2019 18 [Рецензия] Remnant: From the Ashes (PC)

Своеобразная структура локаций стала еще одной визитной карточкой серии Souls. Отдельные части большой карты постепенно складывались в аккуратный открытый мир; мы находили тайные проходы, отпирали запертые ворота с обратной стороны, запускали секретные лифты. Но разработчики из Новой Зеландии изначально добавили в свой Souls-Like-проект просторный Open World вопреки заветам Миядзаки. В игре Ashen, появившейся в продаже в 2018 году, бережно сохранены многие механики Dark Souls. При этом путешествия по миру Пепельной птицы больше напоминают игры серии Gothic или The Elder Scrolls. Вокруг леса и поля, бездонное небо над головой и минимум закрытого пространства. Только верховой кобылки не хватает. 

174848-10.jpg

Зовущие в путь просторы не свойственны Souls-Like. Но в Ashen дело обстоит именно так

10.12.2018 10 Трансляция Ashen — 10 декабря, 21:30 по Мск

Иногда разработчики идут на совсем уж смелые эксперименты, взяв за основу геймплея формулу Souls. Создатели Sinner: Sacrifice for Redemption удивили публику необычной игровой концепцией. Здесь протагонист «прокачивается наоборот». То есть не становится круче по мере прохождения сюжета, а постоянно жертвует перед сражением своими характеристиками и снаряжением. В игре маловато контента, почти все ролевые элементы списаны в утиль, но знатоки жанра отметили Sinner с лучшей стороны. Да и боссфайты разработчикам удались.

Перспектива игровой камеры от третьего лица для Souls-Like вовсе не обязательна. Среди релизов последних лет можно отыскать отличные игры в стиле Souls с видом сбоку и в двухмерном пространстве. Как выяснилось, все наработки Миядзаки исправно работают и безо всякого 3D, в ретро-проектах. Ядреная смесь из механик 16-битной эпохи и наработок Dark Souls — это о таких добротных играх, как Hollow Knight, Pharaonic, Salt and Sanctuary, Blasphemous, Death’s Gambit.

А если вам по душе 2D и изометрический ракурс, как в классических Action-RPG двадцатилетней давности, то стоит обратить внимание на версию Souls-Like от Томаша Вацлавека. Порадовав публику пошаговым платформером RONIN, этот инди-гений разработал Immortal Planet, которая играется точно как Souls, но похожа на жанровые хиты начала XXI века.

174849-11.jpg

Immortal Planet демонстрирует ретро-изометрию с полным набором Souls-элементов 

07.08.2017 1 Трансляция Immortal Planet — 7 августа, 21:30 мск

Играющее сообщество ни в коей мере не устало от страданий и перезагрузок. Феерия победы после сорока попыток сразить очередного босса дорогого стоит. Рецепт успеха Demon’s Souls не будет забыт, тут к гадалке не ходи. В обозримом будущем сам маэстро Миядзаки выдаст новую порцию хардкора в интригующей Elden Ring, и там в команде создателей неспроста числится суровый писатель Джордж Мартин («Игра престолов»). Очень здорово выглядят ролики китайской Souls-Like о царе обезьян Сунь Укуне Black Myth: Wu Kong, из движка Unreal 4 там выжимают все возможное; жаль, дата релиза пока не известна. Мы наверняка увидим еще немало хороших игр этого бескомпромиссного жанра.

174849-12.jpg

Про царя обезьян снято огромное количество фильмов и мультиков. Пришла пора Souls-Like


Главное — не забывать, что Souls-Like придуман не для страдания, а для преодоления. И да пребудет с вами самообладание.

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • Den110 18 дек 2020 18:52:48

    Как это жанр придуман не для страдания? Именно для попа-боли и придуман жанр соул-лайк и как следствие преодолевание этой самой боли .

  • Derek94 18 дек 2020 19:05:05
    Den110 в 18:52 18 дек 2020 сказал:

    Как это жанр придуман не для страдания? Именно для попа-боли и придуман жанр соул-лайк и как следствие преодолевание этой самой боли .

    Ты просто играть не умеешь в Souls-Like.

  • SerGEAnt 18 дек 2020 19:05:56
    Derek94 в 19:05 18 дек 2020 сказал:

    Ты просто играть не умеешь в Souls-Like.

    Сколько раз пытался, ломал геймпад и удалял. Жалко уже новые покупать :D

  • Bazatron 18 дек 2020 19:15:56
    Алексей Корсаков в 18:00 18 дек 2020 сказал:

    Миядзаки очень похож на скромного студента из Бурятии

  • Ленивый 18 дек 2020 19:41:49
    Den110 в 18:52 18 дек 2020 сказал:

    Как это жанр придуман не для страдания? Именно для попа-боли и придуман жанр соул-лайк и как следствие преодолевание этой самой боли .

    Попа-боль причём с особым садизмом умели причинять зааадолго до всех этих Соулсов.

  • Den110 18 дек 2020 20:53:52
    Derek94 в 19:05 18 дек 2020 сказал:

    Ты просто играть не умеешь в Souls-Like.

    Ну конечно не умею .. разве , что платина по дс3, бладборн и секиро.

    Ленивый в 19:41 18 дек 2020 сказал:

    Попа-боль причём с особым садизмом умели причинять зааадолго до всех этих Соулсов.

    Ну вообще-то здесь про соул лайк игры . Про игры с денди в курсе . Играл и не раз и не два .

  • Ленивый 18 дек 2020 21:17:52
    Den110 в 20:53 18 дек 2020 сказал:

    Ну вообще-то здесь про соул лайк игры .

    Довольно надуманый жанр. Слешер-метроидвания, а сложность можно по разному накрутить. Вспоминается порт MDK2 на Дримку — там заменили нормальный савелоад на чекпоинты и игра сразу превратилась в лютый хардкор.

    Den110 в 20:53 18 дек 2020 сказал:

    Про игры с денди в курсе . Играл и не раз и не два .

    Ну так там всё по канону:D — обучение через смерть, заучивание таймингов противников и боссов.

    Японцы — такие японцы, они подводят всякую типа философию даже туда где её нет и никогда не было по определению.

  • allyes 18 дек 2020 21:42:55
    Алексей Корсаков в 18:00 18 дек 2020 сказал:

    Salt and Sanctuary, Blasphemous, Death’s Gambit.

    Дети оказались умнее родителя. В эти лайки можно и нужно играть.

  • Karin Mendosa 18 дек 2020 21:47:37
    allyes в 21:42 18 дек 2020 сказал:

    Дети оказались умнее родителя. В эти лайки можно и нужно играть.

    На самом деле только в Соль, остальные 2 довольны посредственны. Если уж ещё 2D брать, то это будут Vigil и Dark Devotion.

  • NerFthis 18 дек 2020 21:50:25

    Из всех наследников только ремнант зашел.

  • allyes 18 дек 2020 21:54:44
    Karin Mendosa в 21:47 18 дек 2020 сказал:

    На самом деле только в Соль, остальные 2 довольны посредственны.

    Мне нравится стиль и подход. Остальное вторично.

    Karin Mendosa в 21:47 18 дек 2020 сказал:

    то это будут Vigil и Dark Devotion

    У первого приятный визуал, но пока не покупал, не знаю как играется. Devotion не смотря на простенький(по сравнению с Blasphemous, Death’s Gambit.) пиксель-арт и смешанные отзывы, привлёк аутентичностью окружения и погружения в происходящее.

  • Celeir 19 дек 2020 00:23:43
    Алексей Корсаков в 18:00 18 дек 2020 сказал:

    среди Souls-Like нет (ну, почти нет) откровенно плохих игр

    Потому что стоит сказать: “Игра Х плохая”, — как тебя похоронят под комментариями про нытиков-казуалов. Лично я считаю, что успех жанра спровоцирован в большей степени пиаром. Не нравятся хитбоксы, или наглядность атак, или истребление вновь оживших рядовых противников после каждой глупой смерти? Ты просто не готов к настоящим играм, возвращайся в свой фортнайт!

  • Volk111 19 дек 2020 11:08:42

    Dark Souls все три части прошел вдоль и поперек раза по 3-4, все очень нравится

    Все эти клоны, ну такое, ни один не зашел, скучные и атмосфера не та.

    Очень понравилась Бладборн, жду на пк, потому что играть в соул на джостике надо быть осьминогом

  • Morfius354 19 дек 2020 13:00:35
    Celeir в 00:23 19 дек 2020 сказал:

    Лично я считаю, что успех жанра спровоцирован в большей степени пиаром

    Ну игру все-таки вынесла волна симпатии от игроков. В Demon’s Souls не верили никак, и пиар был нулевой. Даже первая Dark Souls рекламировалась соу-соу, ибо феномен все еще был непонятен, и не было уверенности, что в одну реку Миядзаки реально дважды пойдет уже. А вот потом уже пошло-поехало.

  • vladzor87do 19 дек 2020 14:30:28
    Алексей Корсаков в 18:00 18 дек 2020 сказал:

    Свое слово сказали польские разработчики в 2014 году, выпустив Lords of the Fallen

    Свое слово сказали польские разработчики в 2014 году, выпустив Lords of the Fallen.

    пожалуйста исправьте на “немецкие разработчики”, Deck13 немецкая студия из Франкфурта на Майне, вы перепутали с издателем, а он да — польский

  • Celeir 19 дек 2020 15:26:52

    @Morfius354 мемами YOU DIED меня завалило ещё до того, как узнал про все эти игры. Не буду утверждать, до релиза их начали штамповать или уже после, но с моей позиции выглядит как “мем сделал серию вот настолько популярной”, а не наоборот. Как с Among Us :)

  • Morfius354 19 дек 2020 15:48:37
    Celeir в 15:26 19 дек 2020 сказал:

    Не буду утверждать, до релиза их начали штамповать или уже после

    Сильно после

  • Celeir 19 дек 2020 15:52:10

    @Morfius354 акцент на “вот настолько”. Популярность без мема какая-то должна была быть и так

  • Morfius354 19 дек 2020 16:00:38

    Мемасики сыграли роль в том, что серия стала на слуху, это да. Но как бы не потому что есть смешные мемасики фанаты сусел переигрывают в них снова и снова и следят за каждым похожим проектом. Сначала игра привлекла стабильную и верную фан базу, она нагенерила мемасов, мемасы еще сильнее популяризовали. Но сначала была игра с крутой механикой, которая сумела зацепить многих и породить феномен.

  • FEARboy 19 дек 2020 18:26:14

    Severance: Blade of Darkness — а про легенду и не вспомнили в статье, обидно… ))

  • allyes 19 дек 2020 18:29:43
    FEARboy в 18:26 19 дек 2020 сказал:

    Severance: Blade of Darkness

    Каким боком?

  • FEARboy 19 дек 2020 18:33:12
    allyes в 18:29 19 дек 2020 сказал:

    Каким боком?

    если не в курсе что за игра то хотя бы ютуб глянь… ))

    Слёзы олдфага - BoD: Отец Dark Souls (Severance: Blade of Darkness)

  • allyes 19 дек 2020 18:35:29
    FEARboy в 18:33 19 дек 2020 сказал:

    то хотя бы ютуб глянь

    в своё время прошёл.

    FEARboy в 18:33 19 дек 2020 сказал:

    BoD: Отец Dark Souls

    И повторяю вопрос: каким местом Блэйд соулс-лайк?

  • shingo3 19 дек 2020 22:24:49
    Den110 в 18:52 18 дек 2020 сказал:

    Как это жанр придуман не для страдания? Именно для попа-боли и придуман жанр соул-лайк и как следствие преодолевание этой самой боли .

    Для многих и тетрис это жопа-боль. Главное реакция и адаптация.

    Никогда не считал соусы и клоны их мега трудными и сложными.

  • Ленивый 20 дек 2020 19:43:24
    Sergtrav в 19:28 20 дек 2020 сказал:

    но и атмосферу работ Миядзаки

    Хаяо Миядзаки:D

  • PHILIN78rus 20 дек 2020 23:48:32

    Нет времени и желания объяснять, кроме того, что автор явно не играл в половину перечисленных игр. КГАМ!!!

  • Оставить комментарий