[Рецензия] Project Zero / Fatal Frame: Maiden of Black Water (PC)

Студия Koei Tecmo решила отпраздновать 20-летний юбилей своей знаковой серии Zero / Fatal Frame / Project Zero выпуском на всех платформах пятой игры серии Maiden of Black Water, прежде бывшей эксклюзивом Nintendo Wii U, который издавала сама Nintendo. Странный ход. Отличный повод познакомиться с культовой, но не особо популярной серией? Или же неудачный выбор игры для знакомства с серией случайного игрока?

banner_st-rv_projectzerofatalframemaiden

 

Первая игра серии Zero вышла в декабре 2001 года на платформе PlayStation 2. Это был эксклюзив для японского рынка. Игра была ярким представителем технохорроров, зародившихся в этой стране. Как известно, в Японии в какой-то момент развился жанр, в котором традиционные фольклорные истории о призраках и злых духах, населяющих наш мир, сталкивались с достижениями технического прогресса. Так появились книги и фильмы, где духи действовали через телефоны и видеокассеты, заселяли автомобили и типовые многоэтажки. Призраки теперь жили не только в древних замках и диких лесах, но и в сверхсовременных мегаполисах. Причём похожие тенденции проникновения традиций в современный техномир были и в соседних странах: аналогичные хорроры выходили и в Южной Корее, и в Гонконге, и в Таиланде. 

pc_1.jpg

История основана на легенде о Женщине с чёрными волосами

Сама Zero рассказывала о Мику Хинасаки, которая отправлялась в заброшенный, населённый призраками особняк Химуро в поисках своего брата Мафую. Тот был фольклористом, изучавшим истории о домах с привидениями, и сам занимался поисками другого исследователя народного творчества — Дзюнсея Такамине. Главным отличием игры было использование особого фотоаппарата — Камеры обскуры, который мог улавливать сверхъестественные волны и таким образом фотографировать призраков, а также наносить им урон своими фотографиями. Даже название Zero отсылало к фотографическому термину «нулевого кадра»: обычно на катушке плёнки им является самый первый кадр, который экспонируется, а скорее, даже засвечивается в момент её зарядки в фотоаппарат. Как правило, производителями эта часть плёнки не считается полноценным кадром, и при проявке фотолюбители и ателье этот кадр игнорируют. На нём можно увидеть засвеченные, шумные, переэкспонированные блики света. В эпоху цифровой фотографии данный термин вышел из обихода, и «нулевые кадры» могут увидеть только немногие энтузиасты плёночной фотографии.

pc_5.jpg

В фоторежиме, который появился в переиздании, можно поразглядывать героинь, которые лазают по грязным заброшкам в фетиш-костюмах. К слову, дизайнер игры признавался, что одежда создавалась с учётом того, чтобы она выглядела сексуальной, будучи мокрой

Но на самом деле, название даже сложнее. Не зря в японской версии рядом с названием Zero стоит иероглиф, обозначающий то же самое. Этот иероглиф означает «ноль», а произносится как «rei». И «rei» с японского можно перевести как «дух» или даже «душа». В итоге получается игра слов, объединяющая фотографию и мир призраков. Вспомним суеверие, гласящее, что фотография может своровать душу человека; причём такое поверье распространилось не только в Японии, но и по всему миру. 

pc_6.jpg

Wii U в 2014 году уже была устаревшей консолью, но разработчики смогли и на ней сделать симпатичную картинку. Сравнение с оригинальной версией выявило, что визуальных отличий помимо повышенного разрешения и 60 кадров в секунду практически нет. Только в отдельных местах некоторые текстуры окружения чуть более чёткие

Весной 2002 года игра была локализована и вышла в США и Европе. Но по до сих пор не выясненной причине она была переименована: в США вышла под названием Fatal Frame («Смертельный кадр»). Также переименованию подвергся особый внутриигровой приём: если сфотографировать призрака за секунду до атаки, то игра регистрировала в японской версии Zero Shot (в американской и европейской — Fatal Frame), во время которого можно было сделать несколько фотографий, не тратя плёнку. Но если в США ещё можно увидеть логику в новом названии, то в Европе игра вышла под названием Project Zero. То есть «Рабочее название: Ноль». Фанаты франшизы считают, что Koei Tecmo действительно разрабатывала игру, которая имела внутреннее рабочее название Project Zero, и эта игра никак не была связана с данным хоррором, но в европейском отделении японского издателя что-то перепутали и назвали игру вот так, хоть это и не имело никакого смысла.

pc_7.jpg

Страшно?

Интересно, что западный релиз отличался не только названием и локализацией (тут нужно добавить, что как часто бывает у японцев, перевод на английский был крайне вольным и местами очень далёк от того, что писалось и произносилось в японском оригинале). Главная героиня Мику сменила костюм и сделала пластическую операцию на лице: она перестала носить одежду, напоминавшую форму японской школьницы, заигрывая с фетишами геймеров, а её глаза заметно уменьшились в размерах, перестав напоминать аниме. Интересно, что в итоге более натуральная внешность героини стала использоваться в последующих переизданиях даже для японского рынка, и только в первом издании для PS2 сохранилась лёгкая виабушность.

pc_8.jpg

Призраки отличаются друг от друга скоростью, уроном и необычными способами атаки

Сама идея создать Fatal Frame пришла к игровому режиссёру Макото Сибате и продюсеру Кейсуке Кикути ещё во времена первой PlayStation. Они совместно разработали хоррор-jRPG Tecmo's Deception: Invitation to Darkness (название в Японии — Kokumeikan: Trap Simulation Game, а в Европе — Devil’s Deception). Игра не была особо успешной за пределами Японии. В Японии же она смогла найти поклонников, и на PlayStation 4 даже выходила Deception IV: The Nightmare Princess, рассчитанная в первую очередь на внутренний рынок. Правда, по сравнению с оригиналом, хоррор-элементов в ней практически не осталось. Но Сибата и Кикути всё ещё хотели выпустить страшную игру, которая заинтересует игроков за пределами очень маленького японского рынка.

pc_9.jpg

В игре есть элемент стелса. Девушки могут намокать, например, упав в речку или попав под дождь. Тогда на них будут чаще нападать призраки, которых будет привлекать шлёпанье мокрых ног (игра содержит random encounters), а при подборе записок и расходников с пола героинь может схватить рука из-под земли

Подсказку, как надо поступить, им дала Silent Hill. Разработчики были крайне вдохновлены тем, что японской студии удалось сделать не просто страшную игру, а страшную игру, которая работала в первую очередь на зарубежную аудиторию. Так началась разработка серии Zero / Fatal Frame / Project Zero, которая в своей основе в первую очередь была клоном Silent Hill, хотя в ходе разработки приобрела самобытность. Как бы то ни было, на данный момент в серию входят пять номерных игр (одна не выпускалась за пределами Японии), спин-офф для Nintendo DS, новеллизация, манга, кинофильм, плюс ожидается вторая экранизация, на этот раз снятая в Голливуде, а не в Японии. Можно сказать, что серия добилась нишевого успеха. Правда, официально Koei Tecmo сообщала, что суммарные продажи всех игр франшизы составляют всего лишь 1 млн копий. Число, мягко говоря, крайне маленькое.

pc_10.jpg

Пол этого персонажа завязан на одном из сюжетных поворотов в самом начале игры

Подозреваю с этим и связано такое весьма слабое празднование 20-летия серии, которое пройдёт 13 декабря. К этой круглой и важной дате издатель подготовил порт пятой игры серии Maiden of Black Water, прежде бывший эксклюзивом провальной Nintendo Wii U. Другой издатель, возможно, подготовил бы релиз более известных игр серии или вовсе портировал бы все части на актуальные платформы, но судя по тому, что серия никогда не пользовалась успехом, и такой порт можно назвать благом.

Бюджета на кат-сцены и озвученные диалоги не хватало, и студия потратила деньги на записки. И таких ситуаций в игре не одна и не две. Так что если вы плохо знаете английский язык или не готовы читать столько текста, то могут возникнуть проблемы с пониманием истории. Работа над русификатором ведётся, но объёмы текста в игре очень велики

Maiden of Black Water ведёт повествование от лица сразу трёх персонажей: Миу Хинасаки — дочери героини первой и третьей игр серии, ищущей свою известную фанатам франшизы мать, Юри Кодзукаты — девушки, обладающей даром видеть «мир теней», что помогает ей и её наставнице искать пропавших людей, Рена Ходзё — исследователя, пишущего работу о так называемых посмертных фотографиях (фотографиях умерших людей, которые делали на заре появления фотографии для того, чтобы оставить память о недавно умершем родственнике). Всех троих сводит вместе загадочная гора Хиками, которая стала популярной площадкой для самоубийств. Люди со всей Японии съезжаются туда, чтобы покончить с собой в одиночестве. 

pc_11.jpg

В основе игры лежит движок файтинга Dead or Alive со всеми вытекающими из него технологиями. Например, в игре есть физика женских грудей

Вскоре они выясняют, что гора является местом большого скопления паранормальной стихии. Привидения гуляют по ней, как по Камурочо, вынуждая случайных туристов вешаться, резать вены, с разбегу прыгать со скалы, и т. д. И такая сверхъестественная активность связана с некогда находившимся на горе Святилищем Чёрной воды, якобы защищавшим мир от вечной угрозы уничтожения, сдерживая духов с помощью неназванных ритуалов. Но кровавая резня уничтожила храм, и гора стала заброшенной.

pc_12.jpg

В версии для Wii U часть интерфейса работала через планшет-геймпад консоли, что добавляло иммерсивности и удобства. В новой версии карта выводится на весь экран, а поединки с духами не требуют «фотографирования» монитора геймпадом

На сей раз название игры так же претерпело изменения в сравнении с японской версией. Оригинальное название Zero: Nuregarasu no Miko можно перевести как «Жрица Святилища Вороного волоса», подразумевая длинные чёрные волосы, имеющие немало отражений в визуальной стилистике игры. К слову, страшная легенда о Женщине с чёрными волосами — одна из классических историй японского фольклора о призраках, впервые популяризованная во всём мире в фильме «Кайдан» Масаки Кобаяси в далёком 1964 году. Более того, когда игру только анонсировали, на официальном сайте Koei Tecmo использовалось название Fatal Frame: Oracle of the Sodden Raven («Оракул Промокшего ворона»).

pc_15.jpg

В пререндеренных кат-сценах, несмотря на то что они сделаны на игровом движке, качество, детальность и плавность анимаций кинематографического уровня

Что игре безусловно удалось, так это передача атмосферы экзистенциальной пустоты. Исследуя лес и заброшенные постройки у подножия горы Хиками и на её вершине, населённые исключительно призраками погибших здесь людей, вынужденных раз за разом переживать момент своей смерти, сам проникаешься этой мрачной и гнетущей пустотой. Причём игра только усиливает этот эффект с помощью геймплея, заставляя перепроходить одни и те же локации по три-четыре раза подряд, только меняя персонажей, что создаёт эффект обречённости.

pc_3.jpg

Как и во многих других японских играх, есть элемент аркадности в виде подсчёта очков и выдачи игрового рейтинга. За успешное прохождение уровней можно открыть для персонажей как бонусные костюмы, включая купальники, так и новые аксессуары, например кошачьи ушки

А сама боевая система при этом практически никак не меняется, начиная с первых двух-трёх глав, убивая игрока репетативностью точно так же, как и привидений, страдающих от своей вынужденной сущности. Кому-то это может показаться недостатком, но только не в Maiden of Black Water. Разработчики смогли обернуть малый бюджет игры и постоянное повторное использование одних и тех же локаций и противников себе на пользу, полностью передав игроку те эмоции, что испытывают герои. 

pc_4.jpg

После прохождения основного сюжета открывается бонусная кампания за героиню серий Dead or Alive и Ninja Gaiden Аяне — пышногрудую ниндзя, которая прячется от привидений в тени

Не прибегая к спойлерам, могу смело сказать, что история действительно способна зацепить случайного игрока (особенно если он готов к очень медленному темпу повествования). Но возможно, она будет чуть интереснее для тех, кому нравится читать тонны записок о лоре игры и кто знаком с первыми частями серии и видит постоянные отсылки к прошлым играм (к сожалению, для меня это первая игра серии, так что я этот пласт игры упустил, кроме базового знания о том, кто такая Мику Хинасаки). А также для тех, кому нравится стилизация под старое кино. Причём не только на уровне постановки кат-сцен, которые напоминают фильмы того же Хидео Накаты (серия «Звонок», «Из глубин тёмных вод») и, особенно, Такаси Симидзу (тот самый режиссёр, который снял малобюджетную дилогию «Проклятие», а потом дважды сделал её ремейки с большими бюджетами, сначала с японскими актёрами, а потом с американскими). 

Пример внутриигрового флэшбека

Гораздо интереснее у игры получилась стилизация воспоминаний и флэшбеков. Некоторые из них подаются как старые чёрно-белые фильмы 50-х — 60-х годов с чётко выверенным мизансценированием, другие похожи на любительские фильмы, которые снимались на бытовые кинокамеры с 8 мм или 16 мм плёнкой (не путать с видеокамерами). Интереснее же всего третьи — флэшбеки призраков, а точнее, то, как они помнят последние секунды своей жизни. Эти эпизоды подаются в форме того, что раньше называли «тряпкой». То есть как бытовая, много раз перезаписанная любительская VHS-запись с искажёнными цветами и обилием помех. Это одновременно и жутко, и очень кинематографично, и очень стильно, особенно если вы цените lo-fi-качество.


Лично я бы с огромным удовольствием познакомился с четырьмя предыдущими играми серии и написал полноценную статью о её истории, а не только небольшую затравку о её зарождении, чтобы рассказать о контексте выхода ремастера. Очень надеюсь, что Koei Tecmo порадует ПК-игроков портами этих игр. Maiden of Black Water — это отличная игра; её единственный недостаток — малобюджетность — разработчики попытались превратить в достоинство. А учитывая, что на Wii U эта игра даже не преодолела планку в 100 000 проданных копий, высока вероятность, что ремастер станет самой продаваемой игрой серии, просто из-за самого факта мультиплатформенного релиза. И таким образом откроет путь к более старым играм франшизы.

Итоговая оценка — 7,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Outcaster в 20:47 30 ноя 2021

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • romka 01 дек 2021 12:22:42
    Outcaster в 20:47 30 ноя 2021 сказал:

    дизайнер игры признавался, что одежда создавалась с учётом того, чтобы она выглядела сексуальной, будучи мокрой

    А?

    Outcaster в 20:47 30 ноя 2021 сказал:

    Девушки могут намокать

    Ааа...!

    Outcaster в 20:47 30 ноя 2021 сказал:

    можно открыть для персонажей как бонусные костюмы, включая купальники, так и новые аксессуары, например кошачьи ушки

    Аааа… ааа… Ах!

    Outcaster в 20:47 30 ноя 2021 сказал:

    в игре есть физика женских грудей

    Задро… Продано! Фу-у…

  • shingo3 01 дек 2021 16:30:42

    Самая моя любимая серия хорроров. Первые две части реально страшные что пипец.

    Так же в игре 2001 года, была хорошая физика и спецэффекты. Свечки колыхались если рядом пройти с ними, так же можно было узнать где невидимый призрак по этим свечкам.

    На ветру качались порванные занавески, веревки, так их можно было задеть персонажем, они огибали контур тела и плавно раскачивались. Был отличный эффект дыма, был и живой дым, его можно было рассеять телом персонажа, он снова потом собирался плавно за спиной.

    Переход между комнатами был в реальном времени, никаких черных провалов, все было видно что в соседнем помещении.

    Инвентарь был большим как в SH, все нужно и можно носить с собою.

    Зернистость, туманность игры скрывали огрехи графики.

    Хотя я переигрывал 3 года назад первую часть, она смотрится классно и сейчас.

    Так же был жуткий эффект БУ! Когда я открывал дверь, а за ней сразу ебака со свернутой шеей и истошно вопя.

    Куклы что просто бродили за тобой и замирали, если сам останавливался. Бегающие призраки детей...жесть

    В продолжениях появилась нелинейность, несколько концовок. Короче незаслуженно позабытая и не популярная серия.

    Попсовый SH обрел популярность, а мне лично больше зашла серия FF.

    ЗЫ. Два жутких момента из моей любимой второй части.

  • Crazy_dormouse 01 дек 2021 17:41:41
    shingo3 в 16:30 01 дек 2021 сказал:

    Первые две части реально страшные что пипец.

    Зараза, так вкусно всё расписал… Пойду качать первую часть. =)

  • shingo3 01 дек 2021 18:07:54
    Crazy_dormouse в 17:41 01 дек 2021 сказал:

    Зараза, так вкусно всё расписал… Пойду качать первую часть. =)

    Первые две ништяк. Надо пройти обе, сразу говорю, запутанные и неспешные. Сложные, призраки постоянно прут, проходят сквозь стены, вселяются в объекты, кидаются ими. Это не зомби, замки на дверях им до одного места.

  • SerGEAnt 01 дек 2021 18:10:57

    Начал проходить, пару раз вскрикнул, от сердечного приступа спасла вышедшая чуть позже Форза.

  • giperforg 02 дек 2021 19:13:45

    @shingo3 А по мне так все части отличные. Пожалуй только 3 часть может поднадоесть из за того что там в одну и ту же локу попадаешь и всем кто любит исследовать приходится по одним и тем же местам 100 раз ходить, новый лор собирать, но если не упарываться, а по сюжету идти то и она хороша. 5 часть немного похожа в этом плане на 3, но все таки больше на путь истинный толкает. Вообще много плохого слышал про 4,5 части и абсолютно не понимаю за что их так не любят, проходил пару лет назад на эмуляторе вии ремейк второй и четвертую и обе почти наравне понравились, 5 вот сейчас прошел и это наверное самый атмосферный хоррор за последние лет 10.

  • shingo3 02 дек 2021 19:29:24
    giperforg в 19:13 02 дек 2021 сказал:

    @shingo3 А по мне так все части отличные. Пожалуй только 3 часть может поднадоесть из за того что там в одну и ту же локу попадаешь и всем кто любит исследовать приходится по одним и тем же местам 100 раз ходить, новый лор собирать, но если не упарываться, а по сюжету идти то и она хороша. 5 часть немного похожа в этом плане на 3, но все таки больше на путь истинный толкает. Вообще много плохого слышал про 4,5 части и абсолютно не понимаю за что их так не любят, проходил пару лет назад на эмуляторе вии ремейк второй и четвертую и обе почти наравне понравились, 5 вот сейчас прошел и это наверное самый атмосферный хоррор за последние лет 10.

    Я не сказал что последующие части плохие. Просто я больше получил удовольствия проходя первую и особенно вторую.

    Вторая меня реально покорила, такая атмосферная, страшная, много книг, старых и новых. Погружают в мифологию игры.

    Особенно мне понравились призрачные камни, частица души умерших людей, так тоже жуть с их предсмертных криков и агонии, когда прослушиваешь через призрачное радио. Особенно меня поразил камешек мелкий, там были крики 5 летней девочки, что умерла от разрыва сердца, когда наблюдала всю кровавую баню в деревне.

    Ее призрак тоже придется “убить”, и наче она не пустит нас, перепутав с другой героиней.

    Меня просто морально отпинал этот квест про девочку.

    Так же много свободного пространства, деревня очень большая, много отсылок и хороших кадров можно сделать.

    Каждый не агрессивный призрак сфотаный, явит в кадре еще одну часть истории, своей или деревни, так подскажет где клад зарытый при жизни.

    Зы. Короче вторая часть крутая. Мне зашла очень даже, но другим может показаться скучной.

    По атмосфере еще схожа с другой фольклорной игрой Куон.

  • Оставить комментарий