[Рецензия] Stray (PC)

В 2022-м очень долго главным народным кандидатом на звание «Игра года» была Elden Ring, выпущенная в самом начале года. Не смогли поколебать её позиций даже такие хиты, как Horizon 2 и Gran Turismo 7. И вот, кажется, сердце игроков растопила небольшая игра про бродячего кота под названием Stray. Действительно ли она так хороша?

banner_st-rv_stray_pc.jpg

Летом 2020 года малоизвестная французская студия BlueTwelve анонсировала игру Stray на трансляции компании Sony. Игра сразу запомнилась стильным внешним видом, этаким киберпанком про роботов и кота-курьера, выполняющего их заказы. Как минимум, такое впечатление было от двухминутного тизера, в котором по факту ничего не показали. 

К слову, хоть сама студия и была неизвестной, основали её два выходца из Ubisoft Montpellier. Там они работали художниками по окружению на таких играх, как ZombiU и Beowulf: The Game. Причём разработка Stray началась со дня основания студии в далёком уже 2015 году.

6.jpg

Игра очень красива, хоть и не берёт некстген-высот

Сюжет Stray крутится вокруг бродячего кота (собственно, «stray» с английского и переводится как «бродяга»), который во время очередного путешествия падает с обрыва и оказывается внутри руин заброшенного человеческого города. Само человечество уже несколько десятилетий, а может, и столетий, как сгинуло с лица земли. Остались только бессмертные роботы под управлением продвинутого ИИ и странные зурки — бактерии, которых вывели, чтобы побороть загрязнение (они способны поглощать даже металлы), но в итоге сами ставшие угрозой всему живому. Роботы пытаются выжить во враждебной среде, имитируя повадки давно сгинувших хозяев. Некоторые из них верят в существование мира и голубого неба за пределами купола, но большинство считает их религиозными фанатиками. 

7.jpg

Сценаристом игры выступил Стив Лернер — автор инди-хита Twelve Minutes

Игра же, на первый взгляд казавшаяся симулятором курьера, оборачивается настоящим приключением, выполненным в лучших традициях Another World Эрика Шайи и её последователей (Flashback, Heart of Darkness, Inside). То есть это короткое насыщенное приключение, в котором постоянно меняется темп повествования, а разработчики уделили немало внимания мелким деталям и созданию механик, которые используются максимум один раз за всю игру. И всё ради того чтобы обеспечить максимальное погружение игрока в рассказываемую историю, даже если в ней минимум текстовой информации.

165.jpg

Мистер Робот сам стал роботом

Конечно, кот не понимает ничего ни на языке людей, ни на языке роботов, но разработчики выкрутились из этого казуса, введя персонажа B12 (отсылка к названию студии — или сама студия названа в честь собственного персонажа?), который переводит все тексты с разных языков на кошачий. Да, внутриигровые субтитры являются частью мира игры, а не элементом HUD, который видит только игрок. При этом цели кота, B12 и роботов формально разные, но в определённый момент они пересекаются. Кот хочет вернуться домой, B12 хочет разгадать загадку того, кем он является, а роботы хотят избавиться от пожирающих металл зурков. Несколько роботов-аутсайдеров бонусом хотят увидеть голубое небо и мир за пределами закрытого города. 

166.jpg

Не обошлось без щепотки боди-хоррора

Причём, что интересно, основой геймплея можно назвать ненапрягающий платформинг с изучением локаций, поиском секретов и отсылок, короткими диалогами с роботами. Но игра постоянно вводит новые небольшие механики, которые нужны только на одном уровне. Так, на одном уровне нужно убегать от зурков в своего рода раннере; на другом нужно обходить зурков с помощью хитрости, заманивая их в ловушки мяуканьем; на третьем игра превращается в стелс, где нужно прятаться от противников в тенях и коробках; на четвёртом нужно решать логические загадки. Игра почти никогда не повторяется, она старается не превратиться в «типичную игру», где игроку приходится повторять одни и те же геймплейные условности, просто с повышением уровня сложности. «Типичные игры» не плохи, но они представляют собой более традиционный подход к играм, в то время как Stray ориентируется на всё же редкий жанр чистого приключения. Пусть и жертвой такого подхода становится время прохождения: даже изучая все закоулки, вы вряд ли сумеете растянуть прохождение дольше семи часов.

167.jpg

И так будет с каждым оверлокером

Зато интересно, как разработчики вывели в центр повествования тему жизни и смерти. Роботы, которые живут вечно и выполняют одни и те же действия столетиями (на самом деле, в игре такое внимание к деталям, что можно высчитать точные даты; правда, для этого придётся изучать все плакаты и календари в окружении), мечтают о жизни после, своего рода рае, который они видели на рекламных открытках с пляжей Бали. Человечество, которое давным-давно сгинуло, но оставило после себя город, артефакты прошлого и легенды о том, что они когда-то были творцами нации роботов. А также завещало роботам устройство общества с богатыми и бедными, с полицейским государством и религией. И, конечно, финал, который метафорически обыгрывает вопрос неминуемости, а потому и нормальности смерти.

Анонсирующий тизер

Особо хочется отметить декорации, наполненные мельчайшими деталями. Они действительно создают ощущение, что в этих городах есть жизнь, а в заброшенных частях она когда-то была. Плюс по ним очень удобно ориентироваться в пространстве. При этом через окружение рассказывается и история мира. Можно найти иконы местной религии, можно почитать вывески на робоязыке (фанаты уже расшифровали часть текстов!), можно даже обнаружить тысячу и одну пасхалку/отсылку к чему-то из нашей реальности. Причём в этом плане авторы Stray действительно постарались быть не слишком банальными. Хотя улей зурков, срисованный с улья ксеноморфов из «Чужих» Джеймса Кэмерона, или двух роботов, подозрительно похожих на Дока и Марти Макфлая из «Назад в будущее», думаю, узнают все.

168.jpg

Киберпанк ХХ77

Кстати, источником вдохновения для города с настолько плотной застройкой, что единственным источником света для жителей являются неоновые вывески, был город-крепость Коулун. Рабочим названием игры даже было Project HK (имелся в виду Гонконг). Юридически китайская земля после прихода ко власти коммунистов стала своего рода территорией вне юрисдикций, так как КНР не получила контроля над городом, Китайская республика, юридически имевшая все основания, не имела физической возможности контроля, а британцы, контролировавшие Гонконг, по мере сил пытались поддерживать и Коулун, формально не имея таких полномочий. В итоге население Коулуна росло, но город не мог расширяться территориально и стал расти вглубь и ввысь, параллельно превращаясь в криминальную мекку. 


Пожалуй, о Stray не хочется писать слишком много, так как эта игра достойна того, чтобы каждый игрок сам узнал все её секреты. Тем более что это довольно короткое приключение, однако оставляющее пространство для интерпретаций. Главное, настроиться на нужный лад. Да и где ещё можно увидеть настолько реалистичного кота?

Итоговая оценка — 8,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Outcaster в 19:34 29 июл 2022

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • DexEx 29 июл 2022 20:05:19

    Игра хорошая, в меру простая, не перегружена ненужными механиками..просто релакс под пивко. Рыжык на любителя, благо есть нексус. На вечерок — другой самое оно. Оценка ну я бы сказал твердая 7. Пур-пур-пур.

  • Alex Po Quest 30 июл 2022 02:20:36

    Кто в курсе, подвисания как в игре устранить?

  • MaxysT 30 июл 2022 08:27:55
    Alex Po Quest в 02:20 30 июл 2022 сказал:

    Кто в курсе, подвисания как в игре устранить?

    А в какие моменты они проявляются? За 7 часов не встретил (комп бюджетный).

  • Alex Po Quest 30 июл 2022 09:47:57

    @MaxysT Дошёл до квартиры. Два раза было. На пару секунд.

  • shingo3 30 июл 2022 13:19:34

    Все любят фантастику, суровые сюжеты, и кисюлькенов. У меня самого дома кот, и ещё 4 на даче. Без кота и жизнь не та. Про мощь котэ ещё упомянули в сериале, любовь, смерть и роботы.

  • Infested 30 июл 2022 15:44:46

    Симулятор ходьбы за котэ. Концепция норм для разнообразия - вместо какого-нить мужика с фонариком или девчушки в миниюбке с камерой. Но не более. И уж точно не игра года. Хайп вызван тем, что порога вхождения тут и нет в прицнипе, и могут играть как дошколята, так и бабушки за 90. Главно уметь читать и не путать кнопки на клаве\геймпаде. Т.е. повышенным охватом аудитории.

    Соглашусь с мнением что не будь гг котовским, а хомо эректусом любого пола и возраста — оценки были бы балла на три ниже. Да и желающих поиграть тоже во столько же раз меньше. Котики и сиськи\жопы — правят интернетом.

  • romka 30 июл 2022 17:05:51
    shingo3 в 13:19 30 июл 2022 сказал:

    и ещё 4 на даче

    А на даче кто за ними присматривает, да ещё в зимний период? Или ты про соседских, как свои стали :D ?

    Infested в 15:44 30 июл 2022 сказал:

    И уж точно не игра года.

    Скорее всего, хотя, я думаю, нужно каждую игру рассматривать в рамках своего жанра/под жанра. А игра ГОДА — это субъективная хрень, всегда есть и будут не согласные. КиберКотэ просто попал в точку сочетанием достаточно редкого сеттинга, неожиданного для сеттинга ГГ и неплохой реализации концепции. Насколько я понял (не играл), сама игра в своих рамках бродилки с минимальными требованиями к игроку справляется хорошо, если ни сказать большего. Разрабы попали куда надо и куда многие мечтают попасть. Это как какой-нибудь музыкальный хит, который напевает каждый второй, а по факту крайне примитивная композиция. Тупо трогает нужные струны души или ещё чего ментального/психологического. Ведь зачастую большего и не надо, не сидеть же постоянно в скиловых или по смыслу нагрузочных играх. Оказывается народ хочет позитивных и не напряжных эмоций. И КиберКусь с этим отлично справляется.

  • shingo3 30 июл 2022 20:35:28
    romka в 17:05 30 июл 2022 сказал:

    А на даче кто за ними присматривает, да ещё в зимний период? Или ты про соседских, как свои стали :D

    У меня что-то типа питомника там.

    Я уже писал про это, сам туды катаюсь, помогают люди так же. Ну а соседских там целый табун.

  • romka 30 июл 2022 21:23:27
    shingo3 в 20:35 30 июл 2022 сказал:

    У меня что-то типа питомника там.

    Печёшься об ущемлённых. Зачёт! :thumbsup:

  • shingo3 30 июл 2022 22:22:08
    romka в 21:23 30 июл 2022 сказал:

    Печёшься об ущемлённых. Зачёт! :thumbsup:

    Кто если не мы!?

    f75e653249ea3c68fbccb8f994bb4549.png

  • Xitrojopiy 31 июл 2022 02:37:21

    - Игра хорошая, не перегружена ненужными механиками

    - Короткое насыщенное приключение

    Не хватает ещё “мур-мур и ничего не надо”.

    Честно говоря, замени кота на кого-нибудь другого, даже гуманоидного типа и в игре ничего поменялось бы.

    халтура, не могли даже нормально из пальца высосать

    - Одевают на кота сумку, он кривится от неудобства, ему говорят что он привыкнет и он тут же привыкает.

    - Упал с высоты, проскользил по мусору — мучается пару минут и уже в норме.

    - Дерет ковёр, зачем, для чего, если бы это был хоть каплю симулятор — это бы имело смысл, тут же это просто для кликания кнопки

    - Всё взаимодействие на одну копку.

    Да неплохо нарисованы декорации, ну и на этом всё. Враги — не враги, а так пустяк.

    Нарисуй кота, пост-утопичный город и каждая “кукушка” будет, на каждом углу орать, что это игра года.

  • dzynnn 31 июл 2022 23:06:57

    Рецензоры кажись переиграли,. Их уже не чем не удивить. Нужны новые. Оценки не объективные. Прискорбно((

  • Arkanar 02 авг 2022 13:26:44

    Для меня хорошая игра — это та, в которую хочется вернуться. Здесь возвращаюсь. Days Gone нет. Каждому свое.

    “Для работы дефлюксора требуется 1,21 гигаватт энергии.” Отличная отсылка к Назад в будущее))

  • Оставить комментарий