[Рецензия] Age of Empires: Definitive Edition (PC)

Вышедшая в 1997 году стратегия Age of Empires была очень популярна, особенно у нас в стране. Помню, как ребята в школе на всех переменах горячо обсуждали ровно две вещи из рода стратегий: StarCraft и та самая AoE. Ну а мой школьный друг, к которому мы изредка ходили поиграть, наотрез отказывался удалять обе этих игры даже ради новенького Fallout 2 (хотя впоследствии он все же сдался по понятным причинам).

Вышедшие впоследствии продолжения и «мифические» ответвления лишь закрепили успех сериала, после чего Microsoft принялась клепать различные мобильные версии и HD-переиздания. В прошлом году компания анонсировала сразу два проекта во франшизе: переработанную первую Age of Empires, приуроченную к 20-летию серии, и полноценную четвертую часть, которую разрабатывает небезызвестная Relic Entertainment.

По иронии судьбы выход Definitive Edition был перенесен с октября 2017-го на февраль этого года, поэтому подарок поклонникам в итоге оказался несколько запоздавшим. Так стоило ли ждать игру все это время? Вопрос достаточно спорный.

banner_st-rv_ageofempiresde_pc.jpg

Новое на старом

Если кто не в курсе, Age of Empires в свое время окрестили помесью Warcraft и Civilization. От первой игре досталась практически вся RTS-основа, от второй — условные века, Чудо Света и простенький научно-технический прогресс. В оригинальной игре было 12 наций и 4 полноценные кампании, впоследствии дополнение The Rise of Rome довело число первых до 16-ти, число вторых — до 10. Все это добро перекочевало и в «Окончательное издание», причем сыграть за римлян, греков, персов и так далее можно в произвольном порядке — все соответствующие кампании открыты сразу. Лично я рекомендую начать игру именно с обучающей кампании за египтян — даже в том случае, если вы когда-то не вылезали из оригинала неделями.

Все представленные нации по большей части различаются между собой аутентичным видом построек, а также набором юнитов из технологического древа. Как уже было сказано выше, в игре имеются века: каменный век, палеолит, бронзовый век, железный. Для перехода на следующий этап развития цивилизации необходимо накопить соответствующее число ресурсов; чем прогрессивнее будет эпоха, тем больше ресурсов для нее вам понадобится.

С первых же минут знакомства с Age of Empires: Definitive Edition возникает странное чувство… нет, даже не ностальгии, а именно что попадания в детство. На месте и старая-знакомая система «одиночных» юнитов, еще не объединенных в армии и сквады, как нынче принято, и заканчивающиеся ресурсы, и каменные постройки, созданные при этом исключительно при помощи дерева, а потому не стесняющиеся гореть от ударов стрел или меча, и родные сердцу пиксели, копошащиеся в ромбе-миникарте в правом нижнем углу экрана… И даже обновленная графика ничуть не мешает сложившемуся впечатлению: ведь тогда, в конце 90-х, оригинальная графика игры выглядела для нас примерно так же хорошо.

7.jpg

Иногда игра не дает тебе возможности расслабиться. На этом снимке вражеская кавалерия добивает моих последних воинов. После этого они перебьют моих крестьян, подоспевшее подкрепление, а там уже и капут.

Да, авторы переиздания проделали колоссальную работу, перерисовав практически все, что есть в игре, в высоком разрешении. Я бы даже осторожно заметил, что в этом плане у Microsoft получилось лучше, чем у Blizzard с их StarCraft: Remastered, хотя спорить с обратными утверждениями не буду. Дело вкуса. Тем не менее в каждом виртуальном домике тут можно разглядеть чуть ли не каждый кирпич, а у какого-нибудь игрового легионера ясно виден рисунок на щите. Кроме того, разработчики разрешили нам приближать и отдалять камеру, причем отдалять настолько, что в самом «дальнем» случае можно разглядеть солидный кусок карты. Удобная штука.

А вот приближать камеру вплотную к юнитам я категорически не рекомендую, иначе потеряете все очарование, наткнувшись на мутные спрайты и угловатые «модельки». 

Поскольку Definitive Edition не полноценный ремейк, в нее перекочевали практически все «болячки» и устаревшие условности из оригинала. То же в первую очередь касается и упомянутой камеры: крутить ее нельзя по очевидным причинам, а значит, выцепить какой-нибудь вражеский юнит, скрывшийся за листвой или постройкой, порой решительно невозможно. Приходится его как-то выкуривать или постоянно щелкать мышкой вокруг в надежде, что его все-таки удастся зацепить. 

Войска также ведут себя странно по современным меркам: строго-настрого приказав им охранять подходы к базе, через некоторое время ты рискуешь отыскать их чуть ли не на другом конце карты, поскольку те, оказывается, не только бегут атаковать первого встречного из вражеского лагеря, но еще и застывают ровно там, где они врага убили или потеряли из виду. 

18.jpg

Египетские триремы, что и говорить, выглядят грозно. Особенно когда их много.

Странно нынче выглядит и логика построек: если улучшению войск, проводимых на рынке, еще как-то можно худо-бедно найти объяснение (покупка технологий и материалов, все дела), то вот почему те же апгрейды для пехоты или лучников изучаются в Хранилище, служащем для сбора добытых ресурсов, понять решительно невозможно. Иногда неочевидна связь между проводимым исследованием и открываемым им новым видом войск, поэтому необходимо каждый раз внимательно читать описание технологий. 

Современных игроков вообще может утомить необходимость скакать от здания к зданию и проверять доступные улучшения, особенно если учесть тот факт, что последних в игре достаточно много, а еще их больше становится после перехода в другую эпоху. 

Кому-то из новичков наверняка не понравится и практически полное отсутствие в обновленной Age of Empires видеороликов — всю необходимую информацию игрокам сообщают исключительно в текстовых брифингах, озвученных не самым приятным (на мой личный взгляд) голосом. Точно так же тут поздравляют и победителей — скупым текстовым абзацем, порой с неожиданными вкраплениями сарказма или иронии. Зато по этой игре можно по-прежнему изучать историю: перед каждой миссией все желающие могут пройти в специальную вкладку и ознакомиться с интересно написанной справкой, кратко рассказывающей о текущем (для конкретного задания) положении дел в мире, о великих людях того времени, а также о догадках и предположениях ученых. 

29.jpg

Дружной и радостной толпой греческое войско бежит давать люлей тиринфцам.

Еще мне как давнему поклоннику Civilization поначалу было несколько непривычно, что все исследованные улучшения применяются к соответствующим зданиям и юнитам мгновенно, без необходимости проводить апгрейд вручную (впрочем, для RTS сия практика вполне себе привычна, это я понимаю). На другой чаше весов находятся фермы, которые каждый раз необходимо вручную «перезаряжать», что весьма раздражает, особенно если учесть, что в игре и без того слишком много микроконтроля. 

Местный ИИ тоже ведет себя… странно. С одной стороны, он может стремительно и грамотно забить тебя еще в зародыше, до того момента, когда ты разовьешься и сможешь дать ему отпор. Ну а крестьяне, построив то же Хранилище, не станут стоять рядом без дела, а тут же кинутся добывать ресурсы в округе, а если рядом возводится еще одно здание — придут товарищам на подмогу. 

С другой — те же крестьяне порой раздражают своей самодеятельностью, автоматически начав, к примеру, добычу древесины, которой и без того полно в закромах, когда рядом находятся столь необходимые империи залежи камня или золота, ради которых ты и построил Хранилище на данном участке карты. В этом случае приходится вмешиваться и раздавать своим балбесам приказы вручную. 

30.jpg

Несмотря на жесткие ограничения по числу юнитов, обновленная Age of Empires вполне способна выглядеть масштабно.

Вообще говоря, порой решительно невозможно понять логику этих своих подопечных: вот они безо всяких лишних указаний начинают добывать дерево в соседнем лесу, поскольку предыдущий они вырубили до самых пеньков, или, например, вот рыболовное судно, которое уходит далеко в море за новым источником рыбы, поскольку предыдущий был истощен. А вот они же, но стоят на месте как форменные болваны, когда буквально в нескольких шагах от них находится тот же тип ресурса, что они добывали буквально минуту назад. 

Что же касается противника — прощупав вашу оборону на начальных этапах и несколько раз удачно получив отпор, он может надолго затаиться где-то на своей «базе», причем так надолго, что увидеть его снова можно будет только самому заявившись в гости. Иногда его юниты полностью игнорируют атаку врага, вне зависимости от того, что атакуют — соседнюю постройку или даже их самих. Наши единицы, впрочем, тоже хороши и нередко не обращают никакого внимания на врагов, снующих у них прямо перед носом на нашей же базе. 

В конце концов, солдаты и крестьяне имеют противную способность намертво застревать, уткнувшись в воду, и выбить их из своеобразных судорог поможет лишь хороший удар мечом или стрелой. 

Короче говоря, если судить по приведенным выше фактам, ИИ в игре за двадцать лет так и не перебрали. А жаль. 

31.jpg

Симпатично? Симпатично. Вот только в кампании от таких Чудес толку ноль. Если, конечно, не стоит задача их построить.

Зато разработчики добавили в игру современную возможность в виде очереди производства (которой до сих пор нет в Civilization 6, хе-хе). Странно, правда, что при этом нельзя поставить в очередь разных юнитов или апгрейды. Да и значки в окошках ведут себя необычно, иногда исчезая, но возвращаясь на место спустя несколько мгновений.

С технической точки зрения у игры все вроде бы в порядке. Помимо весьма симпатичной графики, обновленная Age of Empires шустро работает, практически мгновенно загружается и неплохо себя чувствует в сетевой игре. Убрать бы еще «застревающих юнитов» — и все вообще было бы в шоколаде. По крайней мере, за три полноценные партии с живыми игроками у меня не возникло никаких проблем ни с поиском игры, ни с соединением. Пожалуй, единственный упрек, который я бы мог предъявить — долгое (да и то лишь на общем фоне) подключению к сервису Xbox Live при первой загрузке, но и только.

У моих же товарищей игра в сетевом режиме превратилась в форменный кошмар — начиная от банального частого дисконнекта и заканчивая вылетом на рабочий стол. Так что игре наверняка еще может понадобиться пара патчей для полной, так сказать, уверенности.


На самом деле, даже несмотря на то, что часть механик Age of Empires: Definitive Edition морально устарели, она сохранила в себе главное достоинство — от нее решительно невозможно оторваться. Не могу утверждать, что молодые игроки, привыкшие к изменившимся правилам в современных RTS, смогут вытерпеть все существующие в игре анахронические условности, но вот так называемые олдскульные геймеры наверняка останутся проектом довольны. Поклонники же серии — и подавно.

Мы же теперь ждем четвертую часть.

Итоговая оценка — Для ценителей классики.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
james_sun в 11:01 19 фев 2018

Новости и статьи по тегам:

Комментарии: