[О кино] «Майор Гром: Чумной Доктор»

«Майор Гром» открывается почти великими титрами уровня бондианы под кавер песни «Перемен» Виктора Цоя. Для меня это особый триггер, потому что у меня на родине «Перемен» — протестная песня, за которую сажают в тюрьму. Слышать её в минских кинотеатрах сюрреалистично. Но речь даже не о песне и уж точно не о событиях в моей стране, а о сильной установке, которую даёт кино. О смелом шаге, который в итоге оказывается в пустоту.

banner_st-mv_gosha_majorgrom.jpg

«Майор Гром» — кинокомикс, очевидно вдохновлённый DC. Только в нём сместили акценты, причём ещё больше, чем в комиксе-первоисточнике. Несмотря на десятки текстовых упоминаний Питера на декорациях и реквизите, все персонажи упорно называют его условно и метафорично — «Город», и город этот по концепту максимально прогнивший и продажный, с улицами, которые «продолжения сточных канав». Визуально и постановочно же изображён стереотипный романтичный Питер времён «Бандитского Петербурга» или «Улиц разбитых фонарей», правда, с небольшими провалами в смешную альтернативную реальность, где полицейский участок выглядит как американский, этакий шумный опенспейс, а детдом больше похож на дорогой элитный колледж, причём тоже не столько российский, сколько какой-нибудь британский. 

Не то чтобы придираться к этому адекватно, когда имеешь дело с комиксом; с другой стороны, нужно учитывать культурный контекст, в котором выросла целевая аудитория. Мы спокойно воспринимаем любую чушь, снятую в голливудском кино, потому что большинство из нас не выросло в Штатах и не видит контраст между реальностью и выдумкой. А вот здесь, в «Майоре Громе», контраст виден, и на него в любом случае обращаешь внимание.

010624-84701.jpg

Альтернативность эта одновременно уютная и какая-то хитрая. «Майор Гром» показывает свою Россию почти нуарной: никому нельзя верить, хороших людей мало, и только полиция стоит на страже порядка и защищает народ от бандитов и, кажется, от самого народа. Потому что когда разгневанный народ, которому надоели продажные судьи, лживые банкиры и циничные криминальные авторитеты, переходит от пассивного смирения к радикальным действиям, на него сразу грозят натравить армию, а отбой дают прикольные пацаны-борцухи, которые по сценарию положительные персонажи и одновременно тоже криминальные элементы, машины воруют и всё такое. Но фильм буквально через отношение к ним майора Грома, который должен быть моральным компасом истории, говорит, что нет, они, может, и воруют, зато свои, хорошие, всегда на помощь придут. И вот мораль, что все воруют, но на некоторых можно закрыть глаза, потому что в душе они хорошие, — это какая-то гнилая мораль.

С майором вообще непросто. Он как будто сам не знает, как жить в тех обстоятельствах, в которые его помещают сценаристы. Он обаятельный и смешной, но почему он работает в полиции, он сказать не может. Чтобы служить закону? Вроде бы нет. Чтобы восстанавливать справедливость? Возможно, но тоже есть вопросы. Зачем он противостоит Чумному Доктору, он сам внятно не может объяснить, прибегая к единственному аргументу: потому что Чумной Доктор убивает людей.

010625-84706.jpg

А убивает Чумной Доктор по той же причине — чтобы сценаристам было удобно объяснить, почему он злодей. Потому без убийств получается именно что Бэтмен, про которого тут даже шутка есть. Народный мститель с большим количеством бабла. В экранизации он проходит много удивительных метаморфоз: из карикатуры на Павла Дурова времён «Вконтакте», с которого и был изначально списан, он превращается сначала в Бэтмена, потом в Джокера, потом в Тайлера Дёрдена, а в конце — в непонятного маньяка из какого-то случайного депрессивного аниме. Если закрыть глаза на вставные убийства и ненужные, раздражающие истерики героя, то Чумной Доктор говорит правильные вещи. Более того, народный мститель — вполне себе актуальный социальный запрос. В то время как запрос на положительный образ полицейского в России — есть такое мнение — сейчас исходит разве что от самой полиции. Отсюда реальный когнитивный диссонанс. Вот зачем Чумной Доктор убивает целую семью на свалке? Это вообще никак не объясняется, кроме как «Ну, сошёл с ума». И сходит он стремительно, за несколько дней съезжая с катушек больше, чем за всю взрослую жизнь, за которую успел создать крупную айтишную компанию.

010623-960x540.jpg

Притом постановочно «Майор Гром» сделан хорошо, а местами — здорово. Он бывает смешным и прикольным. Эпизод, где Гром ходит вышибать двери и допрашивать всех, прекрасный. Клиповый, конечно, и очень в духе Гая Ричи, но ничего страшного. Драки отличные, саундтрек — тоже. Но, блин, мы давно переросли времена «Дозоров», когда достаточно было радоваться форме, а на содержание можно было закрыть глаза. В конце фильма нам вскользь говорят, что перемены будут, судебную систему пересмотрят, а майор Гром начнёт доверять не только начальнику, который его пельменями кормит, но и ещё паре человек. Однако это явно полумеры, и это не отвечает той установке, которую дают что песня в начальных титрах, что очевидный запрос общества даже внутри фильма. Если весь город превратился в театр военных действий из-за обращения одного психопата, то наверняка проблемы гораздо сложнее, чем отсутствие реформ в некоторых институтах. Здесь кто-то наверняка проведёт параллели с «Джокером», но проблема в том, что тот фильм не думает в итоге принизить собственного героя, а герой пытается изменить мир — пусть неправильными методами. «Джокер» оставляет звенящую тишину и призывает в том числе быть добрее к окружающим.

В «Майоре Громе» сам майор Гром вообще ничего не пытается изменить — он принимает мир таким, какой он вокруг. Гром поест шаверму на открыточных питерских крышах — и пойдёт дальше драться, чтобы драться. 

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • UnknownGod4 08 апр 2021 01:52:28

    В 2021 году уже всем умным людям понятно, что ничего хорошего от кинокомиксов ждать не стоит. И тут российские слоупоки решают делать свой кинокомикс.

    Ну и непонятно, зачем поменяли актера на роль Грома? Помню, смотрел короткометражку. Давно, поэтому плохо помню. Но актер был нормальный. В отличие от никакущего Жижневского, которого недавно видел в “топях”.

  • Ehanz 08 апр 2021 02:06:28

    Я конечно не эксперт, но кажется тут у нас попытка снять нормальное кино без тепичных болячек русских фильмов. НО.

    Куда же без но.

    Уж простите за то что я лезу со своим “экспертным” мнением не посмотрев фильм. Мне лень тащиться в кинотеатр да и если честно я даже не знаю пустили его в моем мухосранске в прокат.
    Судя по всем обзорам что я прочел: фильм нормальный и его(почти) можно смотреть без боли для мозга. Иии при этом он чуть более чем полностью политота. Ну то есть подвижки в сторону здравого смысла имеются и вроде как даже нейтральной позиция на месте, но все это теряется перед классическим посылом “митинги это плохо. Пнятнеко?”
    Как по мне, фильм вышел в очень неудачное время.
    Прошу извинить за это вброс. Я не хочу разводить политосрачь. Честно.

    UnknownGod4 в 01:52 08 апр 2021 сказал:

    Ну и непонятно, зачем поменяли актера на роль Грома?

    Уж не знаю правда или нет, но на дтф кто то упоминал что актер свалил с проекта “потому что не хотел сниматься в кинокомиксе”. Как он снялся в короткометражке останется тайной. Не стоит верить всему в интернетах, но похоже на правду.

    UnknownGod4 в 01:52 08 апр 2021 сказал:

    В 2021 году уже всем умным людям понятно, что ничего хорошего от кинокомиксов ждать не стоит. И тут российские слоупоки решают делать свой кинокомикс.

    Ну марвель собирает свои миллиарды на унылой жвачке для детишек, наши вот тоже очнулись. А тем временем Гром стартанул хуже защитников. Я даже не знаю, смеяться или плакать.

  • UnknownGod4 08 апр 2021 02:08:12
    Ehanz в 02:06 08 апр 2021 сказал:

    Ну марвель собирает свои миллиарды на унылой жвачке для детишек, наши вот тоже очнулись

    Ну это грустно. И надо надеяться, что общество поумнеет, а дисней разорится — а не подражать им.

  • Zhuzhik 08 апр 2021 02:47:09

    Кстати, подброшу в огород ещё один камешек: как подметил один из обзорщиков, среди злодеев, унасекомленных Доктором, нет ни одного госчиновника или представителя власти — мажор лишился отца-прокурора (как было в комиксе), банкирша и пара нуворишей. Всё.

    В принципе сие понять можно, поднимать лишний раз повесточку — дополнительный риск снятия с проката в нашей стране (и пролёта мимо бабок)…

    ps: да, сходил и не жалею. Друзьям тоже порекомендовал.При всех недостатках поддержать рублём Грома всё же стоит.

  • Xelon 08 апр 2021 03:32:38

    Вобщем по описанию типичная постсоветская шиза кинематографа под голливудские тренды, в стиле “наснимаем красивых картинок под музыку”. Ничего большего.

  • Zhuzhik 08 апр 2021 04:46:49
    Xelon в 03:32 08 апр 2021 сказал:

    Вобщем по описанию типичная постсоветская шиза кинематографа под голливудские тренды, в стиле “наснимаем красивых картинок под музыку”. Ничего большего.

    Так лента емнип изначально-то на вполне сурьёзных щах планировалось для забугорного зрителя, это потом только переориентировались на нашенского, но основной задел остался тот же.

  • CyberBear 08 апр 2021 05:02:02
    Гоша Берлинский в 01:12 08 апр 2021 сказал:

    у меня на родине «Перемен» — протестная песня, за которую сажают в тюрьму

    Если верить единоросу Фёдорову (который лидер НОД), то эту песню для Цоя специально писали на Западе :D

    В современных реалиях, по такой логике, должно быть Запад пишет тексты для Louna, Lumen и им подобным :laugh:

    Чем вам не Цой?

  • Trott02 08 апр 2021 07:20:40

    Сходил посмотрел По мне так фильм откровенно слаб. Интрига исчезает в первые 15-20 минут. Какие-то эмоции поначалу вызывает антагонист, сами герои, откровенно ходячие штампы. Как говориться замах на рубль-удар на копейку.

  • Ленивый 08 апр 2021 08:08:41

    Зачем надо было косплеить Шарапова?

    010623-960x540.jpgE6hpDLjHbIo.jpg

  • Phoeni-X 08 апр 2021 10:20:29

    Его таки домучали? Помню года 4 назад попадал на съёмки этого чуда, а потом все эти года постоянная реклама в кинотеатрах.

  • Morfius354 08 апр 2021 10:24:26

    Мне понравился. Это хорошее мейнстримовое кино. Не идеальное, конечно, но хорошее. Из претензий разве что - переигрывают, местами прям сильно. При этом сами образы мне понравились, актеры на мой взгляд удачно подобраны, Жихневский хорош и харизматичен. Хотя Грому не хватает предыстории, а редкие намеки на его прошлое — явный задел на продолжения (которого, судя по сборам. может и не быть). Продакшен отличный, нет вот этого ощущения от большинства отечественных фильмов, что смотришь на сцену театра, все естественно (надо только понимать, что сам Питер условно "альтернативный"). История ровная и стройная, минимум допущений, а те, что есть - обыграны или сценарно, или шуткой. Плюс фильм несет определенный посыл, в нем есть идея, хотя и поверхностно по ней идут - но таки мы про кинокомикс. Диалоги без кринжа. Важны для передачи смысла. Судя по некоторым отзывам "очередное доброе добро против злого зла" люди глазами вроде бы смотрели, но слушали что-то другое. Не мог согласиться с тем, что

    Гоша Берлинский в 01:12 08 апр 2021 сказал:

    сам майор Гром вообще ничего не пытается изменить — он принимает мир таким, какой он вокруг

    Он из кожи вон лезет и пашет на работе как раз для того, чтобы что-то изменить. Одна из мыслей фильма в том — в одно лицо не изменить. А вместе можно попробовать, к чему и приходит Гром к финалу. Но не переступая черту так, как Доктор.

    И порадовал прям саундтрек, не считая рэпчика на титрах. Кавер на “Перемен” особенно понравился.

    Phoeni-X в 10:20 08 апр 2021 сказал:

    Его таки домучали? Помню года 4 назад попадал на съёмки этого чуда, а потом все эти года постоянная реклама в кинотеатрах.

    Какая постоянная реклама в кинотеатрах четыре года? 4 года назад была короткометражка. Потом еще одна пятиминутка. А потом уже стали думать над полным метром, а первый трейлер вышел только прошлым летом.

  • Phoeni-X 08 апр 2021 10:51:27
    Morfius354 в 10:24 08 апр 2021 сказал:

    Потом еще одна пятиминутка. А потом уже стали думать над полным метром, а первый трейлер вышел только прошлым летом.

    Может со сроком приврал но точно были у них съёмки может не 4 а 3 года назад в Питере на Мойке.

    А рекламу крутили точно давно, кажется ещё перед пандемией этой грёбанной.

  • Den110 08 апр 2021 10:56:03

    Для нашего (с оглядкой) кино очень даже недурно.. Сходить и составить свое мнение стоит.. (мое мнение) . Но, это кино для тех кому заходят комиксы или их персонажи или марвел или дс.. Для всех остальных не советую.

  • apan65 08 апр 2021 11:15:55

    Ни копейки семейке габреляновых

  • Northern 08 апр 2021 12:03:43
    CyberBear в 05:02 08 апр 2021 сказал:

    Если верить единоросу Фёдорову (который лидер НОД), то эту песню для Цоя специально писали на Западе

    Так и есть. Если своя идеология уже не катит, то будут ориентироваться на чужую.
    Чего хотели, того и добились — капитализм, счастье и т.д.

    CyberBear в 05:02 08 апр 2021 сказал:

    В современных реалиях, по такой логике, должно быть Запад пишет тексты для Louna, Lumen и им подобным

    А сейчас вообще идеологии нет. А попытки размахивать кадилом над вечным огнем выглядят по идиотски.

  • Surp 08 апр 2021 13:19:33

    Фильм нам с женой понравился. Поставил 9 на кинопоиске.

  • Zurb@g@n 08 апр 2021 14:29:07
    Xelon в 03:32 08 апр 2021 сказал:

    Вобщем по описанию типичная постсоветская шиза кинематографа под голливудские тренды, в стиле “наснимаем красивых картинок под музыку”. Ничего большего.

    Так и голливуд в этом плане ничего большего не представляет. Бесконечный поток однообразия, который хавают хомячки по всему миру. Я уже сбился со счётов в количестве ответвленний вселенной Marvel и тупо перестал ходить и смотреть сий низкосортный, но высокобюджетный сериал. Неинтересна!

  • allyes 08 апр 2021 17:48:00
    Ленивый в 08:08 08 апр 2021 сказал:

    Зачем надо было косплеить Шарапова?

    Потому как на Грома могут припереться старички, которые ещё Чёрную кошку застали)

  • Kassare 08 апр 2021 19:41:17
    Den110 в 10:56 08 апр 2021 сказал:

    Для нашего (с оглядкой) кино очень даже недурно.

    Печально, что эта фраза уже столько лет актуальна.

    Для наших неплохо, это скорее про Ночной и Дневной дозоры, про то время, а сейчас уже не вижу смысла выдавать какие-то авансы. Если фильм средний, то он средний, без разницы, наш он или нет. Грома пока не смотрел, но от многих наших фильмов испытываешь стыд и желание выключить уже минуте на 20-й, а уж идти в кинотеатр можно только в случае полного отсутствия более приятных альтернатив для времяпрепровождения.

    Такое бывает и с зарубежными само собой. К примеру, недавняя чудо-баба 2 это такое убожество, что смотреть было реально больно, но я до последнего ждал, что фильм выйдет хотя бы на уровень близкий к первый части.

  • Ленивый 08 апр 2021 19:58:08
    Kassare в 19:41 08 апр 2021 сказал:

    Такое бывает и с зарубежными само собой.

    В этой супергероике уже щелей не осталось куда её можно иметь. И наши тоже в это омно ныряют — надо ещё человек-вентилятор снять, есть у нас такой комикс. Причём история повторяется, когда на западе снимали про вампиров пачками — наши сняли Дозоры…

    Хотя если брать в общем, то нет смысла наш синематограф пинать — он щас во всём мире такой. шоу+бизнес — понимать буквально.

  • Kassare 08 апр 2021 20:06:25
    Ленивый в 19:58 08 апр 2021 сказал:

    он щас во всём мире такой. шоу+бизнес — понимать буквально.

    Согласен.

    Спасибо, что хоть всякие современные повесточки до нас не добрались, ибо не приживутся.

  • romka 08 апр 2021 20:06:42

    Разочаровал. Начало быстрое и веселое. Затем мега мрачные вступительные титры в виде целого клипа. После чего фильм продолжает шутковать направо и налево. Клип нужно было ставить в самое начало, да и вообще, как-то выравнивать дальнейшее, а так тяп-ляп получилось, резкий контраст.

    ГГ не меняется. Его напарник проходит метаморфозы и испытания куда мощнее. Ах! Ну как же… В дружбу он поверил, точно. На этом всё.

    В чём фишка ГГ не показали, ни рассказали. Вроде как любит рукопашку, да образ гопоты. И? Весь фильм говорит с одной интонацией — быдловской. И отношение к окружающим такое же — взгляд из под лба, угрозы, постоянные выебоны какие-то… Антагонист такой же — никакой. Костюм у него мега дорогой. И? Огнемёты, это всё? Ничего интересного. Финальная схватка — прятки от потоков огня. Как он камень затылком заметил и поймал его, задрот, так и не объяснили.

    Актёрская игра неравномерна, кто-то где-то хорошо, а где-то плохо. Истерики антагониста — ужасные. Напарнику рот лучше не открывать, хочется заткнуть или вообще не воспринимать — никакой. Журналистка хороша. Но эта актриса мне везде нравится.

    Как и было всеми отмечено — нахрена местами столь явный закос под запад? Причём интерьеры, даже для Голливуда слишком стерильны.

    Мелкий бюджет, это заметно. То же открытие казино, самого казино, так и не показали, только фойе или что там было. Снимали всё в одном городе с минимум локаций. Полицейский участок занимает приличный кусок фильма. В конце ГГ садится на мотоцикл, едет к боссу. Думаешь, ну вот оно, не зря же всё это. Ща дадут жару! С хренали? Крутят мне пальцем с экрана. Оказывается мотик нужен был типа для шутейки в конце, в этом вся его задача.

    Экшона практически нет o_O ! Это в фильме по комиксу, про якобы, пускай не супер героя, ну так про героя ведь всё равно. Драки никакие. Самое зрелищное — это вступление с грабителями банка, то есть продолжение короткометражки. Кстати, бой в банке короткометражки по зрелищности перекрывает весь экшен в полном метре. Это шляпа, так нельзя.

    В фильме полно наивных, прям детских диалогов аля “Ералаш”, где про дружбу, про собак и трусов... Главные темы вроде поднимают серьёзные, но порой не понимаешь куда пришёл.

    Могли сделать лучше, реально могли, потому что местами получалось. Картинка выдержана и хороша. Но на этом для меня практически все плюсы и заканчиваются. Было скучно, порой неловко.

  • club54 08 апр 2021 20:15:44

    Персонажи все “картонные”, не интересные, сюжет слабый, игра актеров никакая.

    Ни юмора, ни смысла, кое где прорывается пафос и ура патриотизм.

    Лично мое мнение — фильм не стоит времени потраченного на его просмотр, не то что денег потраченных на его съемки.

  • AKortik 08 апр 2021 23:35:17
    Гоша Берлинский в 01:12 08 апр 2021 сказал:

    кавер песни «Перемен» Виктора Цоя. Для меня это особый триггер, потому что у меня на родине «Перемен» — протестная песня, за которую сажают в тюрьму. Слышать её в минских кинотеатрах сюрреалистично.

    «Майор Гром» открывается почти великими титрами уровня бондианы под кавер песни «Перемен» Виктора Цоя. Для меня это особый триггер, потому что у меня на родине «Перемен» — протестная песня, за которую сажают в тюрьму.

    У людей бардак в голове (что в принципе обычное дело). За песню никто никого в тюрьму не посадит. Это как кухонный нож назвать причиной посадки в тюрьму за убийство.

    “Кухонный нож, это столовый прибор за который в моей стране сажают в тюрьму. Довольно сюрреалистично использовать его каждый день.” :)

  • CyberBear 09 апр 2021 04:37:29
    allyes в 17:48 08 апр 2021 сказал:

    на Грома могут припереться старички, которые ещё Чёрную кошку застали)

    Была же какая-то “Чёрная молния” с Гармашом, вот теперь уже “Гром и молния” :D

  • Гоша Берлинский 09 апр 2021 12:03:25
    AKortik в 23:35 08 апр 2021 сказал:

    У людей бардак в голове (что в принципе обычное дело). За песню никто никого в тюрьму не посадит. Это как кухонный нож назвать причиной посадки в тюрьму за убийство.

    “Кухонный нож, это столовый прибор за который в моей стране сажают в тюрьму. Довольно сюрреалистично использовать его каждый день.” :)

    https://news.tut.by/society/696314.html

  • allyes 09 апр 2021 12:17:33
    Гоша Берлинский в 12:03 09 апр 2021 сказал:

    Правильно, незачем провоцировать. Понимали же, если не законченные дэбилы,что данная композиция будет воспринята, как провокация.

  • Гоша Берлинский 09 апр 2021 12:32:17
    allyes в 12:17 09 апр 2021 сказал:

    Правильно, незачем провоцировать. Понимали же, если не законченные дэбилы,что данная композиция будет воспринята, как провокация.

    Уууу окей, все с вами понятно

  • Ленивый 09 апр 2021 12:40:38
    Гоша Берлинский в 12:32 09 апр 2021 сказал:

    Уууу окей, все с вами понятно

    Всё правильно тебе говорили — наказали не за песню, а за провокацию. Так же как ранее говорили что сажают не за нож, а за поножовщину.

    Примерно как в 3 часа ночи во дворе на всю катушку включить Киркорова и когда приедут менты жаловаться что слушать Киркорова запрещено.

  • Гоша Берлинский 09 апр 2021 13:51:23

    Во-первых, не тыкайте мне. Я здесь на ты ни с кем не разговаривал.

    Во-вторых, если вы считаете, что 10 суток за включение песни, какой бы они ни была, — это адекватно, то у вас проблемы с мировосприятием.

  • allyes 09 апр 2021 13:57:58
    Гоша Берлинский в 12:32 09 апр 2021 сказал:

    Уууу окей, все с вами понятно

    А вы думали, я буду красно-белым флагом размахивать?

  • AKortik 09 апр 2021 15:04:41
    Гоша Берлинский в 12:03 09 апр 2021 сказал:

    https://tumentoday.ru/2021/04/08/v-maske-i-s-kuhonnym-nozhom-muzhchina-ograbil-magazin-v-tobolske/

    Уже по подзаголовку “уехали в Литву”, всё понятно с этими диджеями. Но виновата песня, да. :D

  • Оставить комментарий