[Рецензия] «Черная книга» (Black Book) (PC)

Моё отношение к «Человеколосю» ничуть не изменилось, отчего удивительно и радостно ставить высокий балл «Чёрной Книге» — игре от той же студии и, в общем-то, про то же самое. Студия Morteshka вновь взялась за финно-угорские верования пермского края, всё так же с выраженно просветительской миссией. Но новая игра рассказывает не про единственную легенду, она вобрала в себя бесчисленное множество бытовых верований; получилось красиво, увлекательно и хоть сейчас в приложения-компаньоны для музеев. Тот редкий случай, когда образовательный проект не похож на поделку от недофинансированной отрасли, и в него интересно играть как с целью выучить новое, так и без таковой.

banner_st-rv_blackbook_pc.jpg

На дворе 1879 год. Чердынский уезд Пермской губернии, молодая крестьянка Василиса перенимает мудрость и бесов «колдуна» деда Егора, чтобы достичь личной цели. О последней, впрочем, после пролога почти не вспоминают, повествование сосредотачивается на средстве. Знаткость Василисы — дело наживное, но непосредственно магическую силу девушка черпает из Книги о семи печатях; о снятии печатей и будем переживать.

Сюжетно игра разбита на семь глав, но эпизодов куда больше. Все проходят по единому принципу: основные персонажи общаются в избушке или другом месте сбора, затем Василиса и напарник (навязанный или выбранный) отправляются выполнять одно конкретное задание, автоматически завершающее эпизод. Путь к цели лежит через несколько обязательных и не очень точек на карте; обычно это анимированные фоны с описанием ситуации и несколькими вариантами действий, но иногда разрешено походить по локации в поисках активных предметов, результатом могут стать диалог между персонажами, основанный на коллекционировании карточек поединок с нечистью да бандитами или не менее действенная в этих случаях партейка в «Дурака».

40.jpg

Минималистичный стиль локаций смотрится красиво, но 3D-персонажи перешли в откровенно «картофельный» режим, и 2D-портреты получились не ахти

Весь текст вне справочника озвучен, а текста много. В речь ловко вплетены устаревшие слова и обороты — ровно столько, чтобы задать верный антураж не в ущерб пониманию, при этом нет ощущения напускного старославянизма, когда используется всего пара архаичных оборотов или слов. Рассказчик и озвучиватели главных героев справились на отлично; другие актёры — с переменным успехом, но сама форма подачи сглаживает наигранность некоторой сказочностью. Главный же интерес достигается не аутентичностью речи, а разнообразием ситуаций и использованием полученных знаний. Справочник пополняется былинами и заметками то от ключевых событий, то по мере разговора; обязательно его читайте. Если решения одних проблем очевидны (кому дебоширить в бане, как не банникам?), то для других надо вспомнить что-то из прочитанного или пережитого. Иногда из недавнего, иногда из давнишнего и никогда — из тех деталей, о важности которых было бы невозможно догадаться. Причём если не хотите получить все сведения естественным путём, обходя все-все, да ещё и не сразу отображённые на карте точки, то «загадки» позволено решать, просто активируя подсказку. Без изучения специального навыка это вдвое снижает получаемый опыт, но и не даёт загрустить менее внимательному игроку.

48.jpg

Единственный повод не зайти в отдалённую локацию сразу — если в ней можно послушать одну из песен народа Коми, а значит, восстановить здоровье Василисы. Почему-то такие локации встречаются ближе к началу пути, а не когда нужны

Если не выбирать в случайных событиях опцию «Обойти стороной», сражения случаются не реже диалогов, тогда в дело вступает коллекционная карточная игра. Решая свои и чужие проблемы, Василиса накапливает Приказы, Ключи и Жесты, а из них — в свой ход — собирает формулы-Заговоры. Защитные и атакующие, они имеют самые разные принципы действия, но больше всего меняющиеся с открытием очередной сюжетной Печати. А на самом глобальном уровне можно вспомнить лишь разделение карт на чёрные и белые; многие из них накапливают силу от количества в заговоре карт того же цвета или с учётом статусов цели. Не обязательно заполнить все «слоты» заговора, более того, часто выгодно не использовать, например, белые, чтобы конкретная чёрная получила дополнительный мощный эффект.

И всё же сражения в дороге — не более чем тренировка перед боссами локаций и боями-загадками. У боссов сотни жизней, сильные атаки, злющие помощники; в загадках есть определённый набор карт, и победить возможно только конкретной их последовательностью, не всегда видя ключевые для развязки карты сразу в руке. Все «особые» сражения чем-то выделяются, а боссы требуют серьёзно перенастроить колоду… Тут-то и показывает себя в невыгодном свете до того удачная система сохранений. При исследовании карты автосохранение на входе в локацию (кроме него — только перезапуск эпизода) работает как непреодолимый стимул продолжать играть. Но после гибели в сражении с эпичной гадиной приходится раз за разом (!) пробегать локацию, если такой шаг был, прокликивать все диалоги, заново пересобирать комплект карт в Книге, менять надетые артефакты на более подходящие и только тогда начинать бой!

65.jpg

В бою можно применить волшебные травы. Напарника враги не атакуют, он лишь раз в несколько ходов активирует единственный навык

С учётом того, что на боссах гибнешь по многу раз, ведь даже с оптимальной колодой может не повезти с картами в руке или противник может сосредоточиться на другом типе атак просто «потому что», — это бесит. Такие стычки не имеют небоевого решения, или способа их упростить, или любой формы подсказок, прямо-таки блокируя дальнейшее прохождение, даже если то необязательный личный квест. В сравнении с приветливостью диалоговых загадок это абсолютно неожиданный и неуместный хардкор.

Что интересно, как только в заговоре накапливается более чем Х влияющих друг на друга карт, что-то как будто ломается. Наносимый урон никак не сходится с анонсированным (а он удобно обновляется в описании, как только на карту добавляется влияние другой), происходят ненужные атаки по уже не опасным врагам. Есть и чисто технические недочёты. Например, между проигрышем или победой в битве и поздравительным сообщением нет задержки, потому не всегда замечаешь, каким было последнее действие, убили ли тебя (и как именно), или ты просто не выполнил ключевое условие. Чтобы не листать справочник до только что добавленной записи, приходится открывать его, пока диктор продолжает озвучивать фразу. Есть и не наглядный менеджмент карт в Книге, иногда глючащие карты в руке и даже невозможность выбрать, какую из игральных карт крыть козырем. А ещё неочевидно, как правильней назначать личных чертей на задачи: выгодней, чтоб они проваливали поручения, не нагадив невинным людям, или, наоборот, чтоб успешно справлялись? Понятно только, что отправка подопечных на бесполезные таски сохранит чистой карму, но о её надобности часто остаётся лишь гадать.

47.jpg

Если не отправлять чертей портить людям жизнь, они будут портить жизнь вам, налагая сильные боевые штрафы. Но и обойтись без чертей игра не даёт


Несмотря значимость минусов игры, их до смешного легко исправить, чуть ли не первым патчем для Quality of Life. Не будем на них зацикливаться: игра получилась удачная. А если вы рады просветительским играм, так накидывайте ещё балл.

Итоговая оценка — 8,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Celeir в 20:01 05 авг 2021

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • SerGEAnt 05 авг 2021 20:19:48

    Как-то это не по феншую, опять чемоданов занесли что ли?

  • PirateMartin 05 авг 2021 20:45:23
    SerGEAnt в 20:19 05 авг 2021 сказал:

    Как-то это не по феншую, опять чемоданов занесли что ли?

    уважаемый, Вам лучше знать!

  • Celeir 05 авг 2021 20:50:05

    А хитро получилось: релиз 10-го, эмбарго спадает 5-го, есть почти неделя на патч первого дня со всеми пожеланиями рецензентов

  • romka 05 авг 2021 20:50:11

    Стало интересно, гляну демо.

  • Cfiar 05 авг 2021 21:39:15

    Пермяки и вурдалаки приготовились к атаке :D

  • LoneWolf999 05 авг 2021 23:15:10

    Чудненько. Спасибо за рецензию!

  • allyes 06 авг 2021 00:00:03

    Давно в ожидалках. 10го покупаю.

  • Бэйдлинг 06 авг 2021 05:34:04

    Карточные игры не мое, к тому же играть за антагониста и без юмора — не игра, а грузилово, помню на этом как раз и пролетели Катаури, последнее КБ от них - было ужасно, эхх… где то наверное делают адекватные русские игры, можт когда нить увижу продолжение Grimshade...

  • frostmir 06 авг 2021 08:24:06
    SerGEAnt в 20:19 05 авг 2021 сказал:

    Как-то это не по феншую, опять чемоданов занесли что ли?

    Вот когда узнаем стоимость товара и посмотрим его со всех сторон сами тогда и скажем, а пока вот ненужно вот этих вот ваших полушуточек)

  • Celeir 06 авг 2021 09:34:31
    Бэйдлинг в 05:34 06 авг 2021 сказал:

    играть за антагониста

    Черти в услужении — всего лишь часть образа и обоснования магических сил. Чтоб получить себе чертей, не обязательно заключать сделки с тёмными сущностями, даже умирающий незнакомец может оставить их в наследство (и без ведома получателя).

    Если без чертей, то остаётся аналог знахарки или положительной ведьмы: живёт на отшибе, знает травы, все к ней ходят за советом. Зловредность определяется только выбором игрока.

  • Dok@ 06 авг 2021 12:04:53
    Бэйдлинг в 05:34 06 авг 2021 сказал:

    к тому же играть за антагониста и без юмора — не игра, а грузилово, помню на этом как раз и пролетели Катаури, последнее КБ от них - было ужасно, эхх…

    Ты вообще о чём? Последний КБ от катаури — “Armored princess”. Всё, что шло после — продукция сторонних студий.

  • Бэйдлинг 06 авг 2021 12:47:04
    Dok@ в 12:04 06 авг 2021 сказал:

    Ты вообще о чём? Последний КБ от катаури — “Armored princess”. Всё, что шло после — продукция сторонних студий.

    Так оно же вроде раскололось после Олафа, и часть идательства стала делать “Тёмную сторону” нет? ДЛС про Олафа кстати норм, особенно на фоне, просто более пресный. В любом случае зловещих игр от российских издателей — хватает, тот же турецкий Stygian (которого финансировала 1с), особенно противно было воспринимать её как аллегорию на разум, мол спутники героя на самом деле - части его личности, в конце тьма приказывает одного из них принести в жетрву — тем самым возможно гг остаётся в психушке — в плену своих кошмаров, хорошая концовка отсутствует. Зато видимо присутствует невозможность издать или сделать нормальный русский проект….

  • DarkHunterRu 06 авг 2021 13:22:24

    @Бэйдлинг Наличие или отсутствие хорошей концовки, игра за добро или зло не делает историю лучше или хуже, но настроение может передавать другое, опять же, есть игры с отличным настроением, где мы играем за зло, вроде Оаерлорда или когда нам показывают, насколько это понятие может быть субъективно, как в Dungeons 3 или в Tales of Berseria.

    И уж точно все это не зависит от издателя или национальности разработчика. К чему тут все эти рассуждения?

    Вон Патфайндер, Breathedge вполне позитивные.

  • Darrius 06 авг 2021 15:22:42
    Celeir в 20:01 05 авг 2021 сказал:

    вжух и ты пермяк

    Вжух и ты пермяк

    сначала подумал — это хоррор

  • Бэйдлинг 06 авг 2021 17:08:12
    DarkHunterRu в 13:22 06 авг 2021 сказал:

    @Бэйдлинг Наличие или отсутствие хорошей концовки, игра за добро или зло не делает историю лучше или хуже, но настроение может передавать другое, опять же, есть игры с отличным настроением, где мы играем за зло, вроде Оаерлорда или когда нам показывают, насколько это понятие может быть субъективно, как в Dungeons 3 или в Tales of Berseria.

    И уж точно все это не зависит от издателя или национальности разработчика. К чему тут все эти рассуждения?

    Вон Патфайндер, Breathedge вполне позитивные.

    Я проходил эти игры до конца, прекрасно их помню и с вами согласен, я говорю что чернуха - это какая то нездоровая тенденция от российских разработчиков/издателей — на данный момент, ведь ещё до сталкера были, ночной дозор, аллоды(онлайн), коллапс, периметр, волкодав в конце концов — от Акеллы, или наоборот нужно “вскорчевать с корнем” нормальную мифологию (КБ), ради переиначивания игры на политический контекст одной страны (вместо космологии с мирами-черепахами) и дешёвых отсылок на ведьмака. Надеюсь пасфайдер будет на уровне первой части...

    Вот ещё один проект вспомнил Blasphemous геймплей бодрый, но по сюжету…. ну и мразота, никому не советую, а её оказывается рисуют — русские художники… у нас национальный хронический депресняк не иначе.

  • krnark 06 авг 2021 20:44:21
    Бэйдлинг в 17:08 06 авг 2021 сказал:

    я говорю что чернуха - это какая то нездоровая тенденция от российских разработчиков/издателей

    Это МИРОВАЯ тенденция, неужели не заметили?

    Я то лично тоже не доволен. Даже удивительно, массово клепают мрачняк, при этом если появляется что-то незамутненно сказочное/детское потребители это расхватывают и писают кипятком даже если оно скука-скучнейшая, а патамушо на безрыбье... Алё депрессивные разрабы, вы что не наблюдаете наличие спроса?

  • Mortirrr 09 авг 2021 07:33:31

    @Celeir спасибо за рецензию. Чего-то такого и ожидал. Вообще очень нравится сеттинг. Сколько по времени занимает прохождение?

  • Celeir 09 авг 2021 10:04:31

    @Mortirrr Смотря как играть. Уже в первой из семи глав, посещая все локации и не прерывая озвучку диалогов (субтитры-то читаешь быстрее), я потратил часов с 8, и дальше сопоставимо. При этом повода начать главу заново не было, но на боссах из-за системы сохранений терялась уйма времени.

  • allyes 09 авг 2021 11:19:19

    Завтра в продаже. Demon Skin, Breathedge и её завтра прикуплю. Будет у меня день поддержки отечественных разрабов:D

  • allyes 10 авг 2021 20:35:57

    Поддержал ребят. 509р для своих не жалко. А как игра потом разберёмся:D

  • Kassare 13 авг 2021 20:05:57

    Совсем не понравилась, скукотень, не моё видимо.

  • Boogeemaan 17 авг 2021 17:12:37

    ...А у меня чойто впечатления сугубо положительные. Вспомнил сразу Northmark: Hour of the Wolf с пьяными страшными хоббитами и орангутангом-библиотекарем. Ну… у Васи рожа все время немного валенком, но ей простительно, она жэншшына сильная да еще и после сильного жызненного потрясения…

    На фонах бы интерактивности поболе… Ударения гуляют в просторечных оборотах и озвучка иногда прям сползает в типичный ДэКаСовременник… Но дело в том, что я люблю ДэКаСовременник!

    Вот еще немного впечатлений, прошедших через личный фильтр:

    Положительные впечатления

    eAvIG66.jpeg

    fBAdJNb.jpeg

    wRvUBT9.jpeg

    OWASv3u.jpeg

    SrnTVaa.jpeg

    47zxVSP.jpeg

    VOkSrtc.jpeg

    Ag2IhsS.jpeg

    2qvRMuU.jpeg

    cspJ8Mq.jpeg

    DxJZ54f.jpeg

    Oykzh1o.jpeg


  • DarkHunterRu 17 авг 2021 19:30:03
    Celeir в 20:01 05 авг 2021 сказал:

    С учётом того, что на боссах гибнешь по многу раз, ведь даже с оптимальной колодой может не повезти с картами в руке или противник может сосредоточиться на другом типе атак просто «потому что», — это бесит.

    Не согласен, может видел мало, но пока боссы не сложные и почти единственные достойные соперники, при том, что я прохожу без грехов, черти копятся и дебафают

  • Celeir 17 авг 2021 20:39:07

    @DarkHunterRu не сильно вникал в патч-логи, но как будто игру только и делают, что упрощают. Андрейку точно понерфили; у него было такое превосходство в бою, что я подумал, разработчики и не предполагали победу силой. Ещё в душу запала русалка: до неё я лечебными травами не пользовался, а на ней пожрал с половину (и спасибо карте, наносящей зависящий от числа применённых в бою расходников урон, только так и додавил).

    Часто понятно, какой тактики от тебя хотят — например, иметь как можно больше очищающих карт Саламандры. Но выкинув из колоды всё откровенно лишнее и даже всё просто хорошее, но понижающее шанс вытянуть именно Саламандру, всё равно не получаешь её в руку.

  • DarkHunterRu 17 авг 2021 20:45:56
    Celeir в 20:39 17 авг 2021 сказал:

    Андрейку

    Я даже не подумал, что это босс)))))) Ну он не то, чтобы слабый, но простой, я ему урон понижал, разгонялся молитвами и ход на четвертый убил...у меня и колода то простая, урон разный, да молитвы.

  • Celeir 17 авг 2021 20:49:34

    @DarkHunterRu как его ещё назвать, если он в конце эпизода, в несколько раз толще остальных и наносит в несколько раз больше урона

  • DarkHunterRu 17 авг 2021 20:54:52
    Celeir в 20:49 17 авг 2021 сказал:

    @DarkHunterRu как его ещё назвать, если он в конце эпизода, в несколько раз толще остальных и наносит в несколько раз больше урона

    Я просто так быстро его вынес, что даже не задумался, с прочими проблем поболе было. Может я имбу собрал, но с третьего хода у меня атаки по 10-20 с учетом остающихся карт один заговор может под сотку урона сделать..

  • Celeir 17 авг 2021 20:58:54

    @DarkHunterRu не помню, чтоб у меня тогда было много Крепких карт, и были ли вообще. Но сотню точно не выдавал и не придумаю, какими картами этого можно добиться на том этапе игры.

  • DarkHunterRu 17 авг 2021 21:06:25
    Celeir в 20:58 17 авг 2021 сказал:

    @DarkHunterRu не помню, чтоб у меня тогда было много Крепких карт, и были ли вообще. Но сотню точно не выдавал и не придумаю, какими картами этого можно добиться на том этапе игры.

    белые — молитвы, черные урон, плюс снижение урона на крайняк с бафом от шмотки и защиту можно выкинуть, шмот еще карту урона добавляет, реген здоровья, крепкость первой карте, урон от атак и молитву со старта, так что без уникальных механик враги ничего не могут, до второй печати почти дошел, судя по головоломкам будет разнообразнее) Шесть вещей — это я первым вкачал. Теперь еще бесполезную работу для чертей взял, а то их больше становится, а я никого не порчу)

  • Celeir 17 авг 2021 21:19:14

    @DarkHunterRu а, вещими — может быть. До релиза торговцы не работали (встретить можно было, но не купить предмет), потому слоты добавлять я стал сильно позже

  • DarkHunterRu 17 авг 2021 21:37:33

    @Celeir Ясно, а вообще игра классная, не знаю почему, но больше всего напомнило баннер сагу, боевка другая, путешествия иные, но по духу даже ближе, чем наш клон баннер саги)

  • Celeir 17 авг 2021 21:53:48

    @DarkHunterRu можно понять: и Сага, и Книга в первую очередь визуальные новеллы с перерывами на бои, как бы те ни проходили :)

  • allyes 17 авг 2021 22:14:08

    Мартёшка ведётся на жалобы каждой ЕГЭ-жертвы. Та уже и пропуск боёв и пазлов сделалиo_O Люди совсем оказуалились.

  • DarkHunterRu 17 авг 2021 22:17:25

    @allyes знач не буду обновлять))

  • Celeir 18 авг 2021 09:10:04

    @allyes @DarkHunterRu так ведь пропуск опциональный. Аналогично подсказке в диалогах: разобраться самому или пойти дальше

  • allyes 18 авг 2021 10:26:52
    Celeir в 09:10 18 авг 2021 сказал:

    @allyes @DarkHunterRu так ведь пропуск опциональный. Аналогично подсказке в диалогах: разобраться самому или пойти дальше

    Представим опциональный пропуск боев с боссами в Dark Souls.

  • Celeir 18 авг 2021 10:54:58

    @allyes DS про страдания, там скип всё сломает. Книга про сюжет, с по большей части ненапряжными боями. Но с невозможностью избежать бои сложные, которые могут напрочь заблокировать игрока. Собственно:

    Celeir в 20:01 05 авг 2021 сказал:

    В сравнении с приветливостью диалоговых загадок это абсолютно неожиданный и неуместный хардкор.

  • DarkHunterRu 18 авг 2021 11:04:15

    @Celeir Так там и так 4 сложности, только что вспомнил, я на предпоследней играю, в предрелизной было это?

    Разница между первой и последней огромная, у врагов здоровье более чем в три раза, урон в почти три, защита в лечение в два раза меньше и т.д.

  • Celeir 18 авг 2021 11:50:04

    @DarkHunterRu было, я как обычно на 1 выше стандартной (это и есть предпоследняя?). Я не против сложных боёв, но не знаю, как устроена система наград в игре: все ли придут к сражению Х с минимально-необходимым набором карт, или игнорирующие побочки будут в проигрыше. И что если насоздавал ненужных карт и теперь нет денег создать нужные.

    Пока в игре нет развилок “Сражаться / не сражаться” или “Сражаться сейчас / докачать персонажа”, может быть чревато тупиками. Тогда добавить опциональный скип всяко проще, чем перепроверять сквозной баланс

  • DarkHunterRu 18 авг 2021 12:39:38
    Celeir в 11:50 18 авг 2021 сказал:

    это и есть предпоследняя?

    да, головолмки там не меняются, а на первой сложности боссы даж настолько проще, что всем должно хватать, я на последнюю вон перешел, пока сильно тяжелее не стало) Если честно, карточных боев сложнее, чем в героических приключениях ХС, где иногда несколько десятков подходов требовалось, я еще не встречал))

    А вообще этой игры сейчас очень не хватает кнопки переиграть битву или головоломку, так как легче от этого не делается, а повторять диалоги, иногда длинные — это лишнее. Встретил огненного змея, два раза уже проиграл, интересный персонаж, обычная тактика на нем не работает :)

  • Celeir 19 авг 2021 10:52:49
    DarkHunterRu в 12:39 18 авг 2021 сказал:

    очень не хватает кнопки переиграть битву или головоломку

    За тобой следят!

    Цитата

    Обновление 1.0.36

    • Добавлена кнопка быстрого перезапуска сражения на экране окончания игры
  • Mortirrr 28 авг 2021 16:20:05

    Игра очень затянула. И сеттинг интересный, и жанров намешали. Играется бодро. С рецензией и оценкой согласен. Из-за личных предпочтений может быть даже накинул ещё полбалла-балл. Да себя отметил пару неудобств. Нельзя сохранять колоду. На некоторых боссах, приходится кардинально менять тактику, и соответственно все карты, а потом по памяти возвращать всё назад. Также в битвах с несколькими врагами, показывается общий урон по всем противникам. Приходится высчитывать по каждому самому.

  • Оставить комментарий