[Авторская колонка] 10 заметок о Yakuza 0

Внезапный анонс во время E3 2018 портов игр популярной в Японии серии Yakuza вызвал немалый интерес публики. Тем более что многие по ошибке считали эти игры эксклюзивами самой Sony. Наконец Yakuza 0 — первая игра из запланированных к выходу на ПК — добралась до релиза. Полноценную рецензию почти два года назад написал Егор, так что я решил рассказать о своих впечатлениях в виде нескольких заметок человека, совершенно не знакомого с этим сериалом.

Статья от 17.02.2017 9 [Рецензия] Yakuza 0 (PlayStation 4)

Якудза 

29.jpg

Традиционная японская организованная преступность, она же якудза, берёт своё начало в XVII веке. Историки называют сразу несколько истоков. Во-первых, игроки в азартные игры, которые часто сами же и владели игорными домами. Во-вторых, бродячие торговцы, любившие обсчитать или обвесить покупателей. В-третьих, самураи, лишившиеся своего господина и начавшие промышлять грабежами, рэкетом и заказными убийствами, чтобы прокормиться. Причём последние сильнее всего повлияли на создание организованных преступных групп. Не зря кодекс якудза подозрительно напоминает бусидо, а отношения внутри кланов носят квазисемейный характер. Все члены якудза предварительно отрекаются от своих биологических родителей в пользу нового патриарха — главы клана, а друг другу становятся назваными братьями. И эта историческая справка крайне важна, чтобы понять большую часть мотиваций местных персонажей, которыми движет преданность «отцу», клятве, братству. Вне этого контекста основной сюжет игры способен вызвать разве что недоумение.

Восьмидесятые

30.jpg

В послевоенной Японии якудза стали занимать гораздо более значимую роль, чем прежде. Сначала они стали помогать властям подавлять бунты китайских и корейских «гастарбайтеров», которых прежнее правительство ввозило с оккупированных территорий для рабского труда. Затем поставляли «развлечения» американским солдатам, для которых Япония стала военной базой во время Корейской войны. Параллельно якудза стали «крышевать» только зарождавшийся японский бизнес. Под их крылом были даже такие ныне известные корпорации, как Mitsubishi. Но к началу 80-х японское правительство начало делать сперва осторожные, а затем более решительные шаги, чтобы выдавить преступный элемент из местного экономического чуда. Данные шаги привели к тому, что часть семей легализовалась в виде некоммерческих общественных и политических организаций, включая небольшие партии, которые брали не оброк за защиту, а пожертвования от крупных предприятий. Причём тут же вспоминаем о том, что якудза были защитниками традиционных семейных ценностей и бусидо. Неудивительно, что почти все они в качестве идеологии прописывали себе ультраправые и антикоммунистические взгляды. К концу 80-х доходило до того, что члены якудза стали носить значки с символикой клана, ничуть не скрывая своего существования. Данная историческая справка важна, так как действие игры разворачивается в декабре 1988 года.

Избей их всех

31.jpg

Sega по праву считается компанией, породившей жанр файтинга. Именно на её аркадных автоматах в 1976 году появилась игра Heavyweight Champ. В дальнейшим из этого вырос поджанр битемап, в котором были не только поединки один на один, но и некое подобие уровней и этапов, которые игроку следовало пройти. Фактически основная игровая механика Yakuza 0 — всё тот же битемап. Сражаться в игре приходится часто. Причём большинство поединков — обычные филлеры, призванные заполнить пустоты во время бесцельных пробежек по городским локациям. Но в конце некоторых глав встречаются боссы. В битвах с ними внезапно выясняется, что даже на среднем уровне сложности нужно умело набивать комбо на геймпаде.

Деньги

32.jpg

Как уже было сказано, якудза — оплот консерватизма в современной Японии. И что, как не товарно-денежные отношения, сильнее всего может это подчеркнуть? Деньги в данной игре — абсолютное всё. Вокруг них не только крутятся основная сюжетная линия и забавные сайдквесты, деньги тут выступают и как внутриигровая валюта, и как рейтинг репутации, и как очки опыта. Явно позаимствовав из игр серии Souls от FromSoftware идею о том, что опыт и валюта могут быть одним целым, разработчики добавили Yakuza 0 глубины. Насколько я понял, в предыдущих играх серии «экспа» и деньги всё же были разными пунктами в статистике. Сейчас же на них не только покупаются «аптечки» и ведётся бизнес, но и прокачиваются навыки. И последнее, наверное, важнейшая часть игры. 

Ретро-игры

В первую очередь, Sega прославилась как создательница высокотехнологичных аркадных автоматов и игр для них. И в Yakuza 0 можно сыграть в официальные порты четырёх классических игр: Space Harrier, Fantasy Zone, Out Run и Super Hang-On. Space Harrier — псевдотрёхмерный шутемап с довольно неудобной перспективой. Но главным его достоинством в 1986 году стала графика. Это была первая игра с полноценным 16-битным цветом. Fantasy Zone — кавайный «шмап», в котором игрок управляет персонажем с забавным именем Опа-Опа. Принято считать, что Опа-Опа был первым маскотом компании Sega. Out Run — суперпопулярная аркадная гонка, где игроку в компании красивой девушки нужно проехать маршрут на дорогой спортивной Ferrari за ограниченное время. Франчайз Out Run, возможно, один из главных для компании. В серии вышло с десяток игр, включая версии для домашних консолей и ПК, которые часто радикально отличались от оригинальной версии для автоматов. Последняя в списке Super Hang-On — ещё одна аркадная гонка; только на сей раз игрок садится за руль мощного спортивного байка. Конечно, современные игроки не особо ценят классические игры 30-летней давности, но для получения 100% выбитых достижений им придётся не просто в них сыграть, а пройти их. Поверьте, это не увеселительная прогулка.

Визуальные новеллы

33.jpg

За 15 часов игры первая ассоциация, которая родилась у меня, — визуальные новеллы. Я прошёл довольно много подобной продукции ради лёгких достижений в Steam, и Yakuza 0 мне живо напомнила о них. Тут даже интерфейс похожий. Будьте готовы к тому, что здесь нужно очень много читать. И даже в озвученных диалогах навык чтения необходимо качать, ибо озвучка только на японском. Временами в ней даже тяжело понять интонации из-за специфики озвучки в Стране восходящего солнца. Но абсолютно все дополнительные сюжеты и частично основной сюжет не имеют и японской озвучки. На данный момент у игры нет никакой локализации, так что без знаний английского лучше обходить её стороной — до тех пор пока не выйдет фанатский перевод. Но знайте, сайдквесты — это самая весёлая и безбашенная часть игры. В них фантазия авторов разыгралась по полной. К слову, недавно у нас был неплохой текст про визуальные новеллы, в конце которого предлагались игры для знакомства с жанром. Думаю, Yakuza 0 — идеальный кандидат для знакомства.

Караоке

С давних пор люблю ритмические игры. И с тех же самых пор так и не научился в них играть. Поймать ритм для меня не сложно, но поймав его, я перестаю нажимать верные клавиши и впадаю в баттонмешинг. Всего в Yakuza 0 две ритмических миниигры: танцор диско и караоке. Но именно песни в обшарпанном кафе зацепили меня больше всего. Жаль, песен мало.

Кино

34.jpg

Все основные сюжетные кат-сцены срежиссированы очень кинематографично и даже завораживающе. И это при том что чаще всего не вполне понятно, что в эти моменты происходит на экране. Нет сомнений, что авторы игры ориентировались на классику японского и мирового кино. Вообще, в Японии сложился свой поджанр криминального кино о якудза. Не могу назвать себя большим поклонником, но кое-что видел. Пройдя где-то четверть игры, могу порекомендовать две картины, в определённой степени отражающие дух Yakuza 0: абсурдистскую чёрную комедию «Сонатина» Такеси Китано и безумный криминальный боевик «Живым или мёртвым» Такаси Миике. Последний в довесок к эффектному клиповому монтажу обладает одной из самых неожиданных концовок в истории кино. К слову, Миике ещё в 2007 году снял киноадаптацию первой игры серии под названием «Как дракон». Именно так переводится оригинальное японское название этой серии игр — Ryu ga gotoku.

Алкоголь

35.jpg

При покупке в некоторых заведениях дорогой выпивки здешний бармен устраивает небольшой экскурс в историю марки. На самом деле, это довольно интересно и познавательно. Употребление алкоголя лично мне в реальной жизни не доставляет никакого удовольствия, а вот почитать краткий энциклопедический справочник оказалось увлекательно. В игре представлены настоящие лицензированные бренды, а не порождения японской фантазии. Так что можно играть в игру и попивать те же виски, соджу или вино, что и герои. К слову, у Кирью во время алкогольного опьянения сила ударов выше. Как известно, пьяному море по колено.

ПК

36.jpg

Напоследок несколько слов о качестве портирования. Нужно учитывать, что данная игра выходила не только на PlayStation 4, но и на допотопной для 2015 года PlayStation 3. Потому не стоит ждать графических прорывов. Хотя местами игра всё же показывает себя с выгодных ракурсов — чаще всего в сюжетных кат-сценах, использующих более продвинутое и кинематографичное «фейковое» освещение, которое отсутствует в геймплейных эпизодах. Зато даже моя старенькая система крутит игру в 60 кадров в секунду с SSAAх2, что эквивалентно запуску в разрешении 2880х1620. А учитывая, что данная игра так и не получила обновления для PS4 Pro, это фактически наиболее продвинутая версия Yakuza 0. Все кнопки перерисованы под геймпад Xbox 360, так что путаться в «крестиках» и «квадратиках» не придётся. А при игре с клавиатуры Yakuza 0 моментально заменяет иконки управления на клавиши и мышь. Разве что пререлизная версия иногда вылетала. Причём никакой логики в вылетах не было, они могли произойти и через три часа, и через 15 минут. Так что сохраняйтесь почаще. Автосохранений в игру не завезли.


На данный момент, пройдя четыре главы и наиграв целых 15 часов, я так и не сформировал мнение об игре. Местами она ужасна, местами прекрасна. Иногда она специфична, иногда аддиктивна. Сюжет, хоть и требует понимания японской действительности, после небольшого исторического ресёрча начинает увлекать. Сайдквесты хочется пройти все, хотя «геймплей» этих визуальных новелл быстро наскучивает. К сожалению, Yakuza 0 слишком длинная, и к тому моменту, как я её пройду, никому не будет нужно мнение о ней. А большинство игровых журналистов, я подозреваю, писали и пишут об играх серии, основываясь на шапочном знакомстве. Ни за что не поверю, что они умудряются публиковать рецензии чуть ли не в день выхода, пройдя игру до финальных титров. Или она им так нравится, что они готовы спать не более двух-трёх часов в сутки?

banner_st-column_outcaster_yakuza0.jpg

Outcaster в 18:21 03 авг 2018

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • SerGEAnt 04 авг 2018 09:49:24

    Ноль? Парадокс парадоксович.

  • maximus388 04 авг 2018 11:16:18

    все, что нужно знать, и всякие актуальные заметки сейчас находятся в другой теме, с русификатором

    п.с. кто там у вас в редакции балуется с маркером, заканчивайте это зомбирование

  • Оставить комментарий