[Авторская колонка] Сезон страха: Чёртова дюжина главных игровых ужасов десятилетия

Пока консерваторы яростно противятся новым веяниям, западный карнавальный праздник Хэллоуин отлично приживается на русской земле. И лично мне он по душе. В прошлые годы я уже писал статьи к этой дате, но в этот раз хочу подвести итоги прошедшего десятилетия в жанре ужасов и выделить лучшие игры, на мой вкус, в жанре за последние 10 лет.

banner_st-column_outcaster_horrors2020.j

При этом проекты, попавшие в прошлую подборку (Layers of Fear, SOMA, Fran Bow, Alien: Isolation) я оставлю вне конкурса как и без того выдающиеся игры в жанре.

13. Blair Witch
Матеуш Ленарт, Bloober Team, 2019

204803-1.jpg

Крайне недооценённый проект польской студии Bloober Team. Никогда ещё лес не был настолько страшным. Не забываем, что оригинальный фильм скорее раздражал глупостью главных героев: они, оказавшись в лесу, игнорировали простейшие правила выживания, которым учат в школе. Потому сложно было представить, что из этого можно сделать страшную игру.

Статья от 03.09.2019 17 [Рецензия] Blair Witch (PC)

Bloober Team ухватилась за одну из фанатских теории о том, что, возможно, все события фильма или большая их часть — это сходящие с ума в стрессовой ситуации молодые люди, которым начинает казаться, что в лесу есть кто-то кроме них. Ведь человеческая психика подвержена паническим атакам. А дух живущей в лесу ведьмы разве что слегка подталкивает к этому безумию. Надо сказать, что Bloober Team и прежде с успехом передавала атмосферные и отталкивающие, шизофренические и психоделические образы, которые могут свести с ума. А лес и страх в нём заблудиться — всего лишь ещё один инструмент в умелых руках. Ведь ещё в школе на уроках ОБЖ учат, что большая часть заблудившихся в лесу просто начинают ходить кругами, сами того не замечая. А когда они обнаруживают это, оказывается уже поздно, так как мозг находится в стрессовом состоянии и не способен мыслить аналитически. В итоге им начинает казаться, что лес бесконечен, а всё вокруг одинаковое. А финальный пробег по дому и вовсе способен вызвать приступ безумия. Рекомендую.

12. Stories Untold
Джон МакКеллан, No Code, 2017

204804-2.jpg

Одержимость старыми компьютерными интерфейсами и связанными с ними загадками поверх эстетики фильмов ужасов 80-х в рамках одной хоррор-антологии. История Stories Untold и вовсе способна удивить. Да, она не оригинальна, и нечто похожее уже встречалось в кино и литературе, но тут важно то, насколько мастерски это реализовано. Боюсь, что это игра, которую стоит попробовать самому, зная минимум информации о происходящем. Правда, из-за особенности игрового управления лучше подучить английский язык, так как русский язык немного иначе устроен, и при вводе текстовых команд нарушается логика построения предложений, из-за чего простые загадки становятся в несколько раз сложнее, а некоторые и вовсе становятся неочевидными.

11. Outlast II
Филипп Морин, Red Barrels, 2017

204805-3.jpg

Тот случай, когда сиквел оказался на голову выше оригинала. В него интересней играть, но главное, его интересно обсуждать. Это не простенькая история о слишком любопытном журналисте, запертом в психиатрической лечебнице, а настоящий трип в глубины человеческого сознания и психологии. Многослойная история, которая включает в себя и религиозное безумие, и противоборство мировоззрений, и историю человека в безвыходной ситуации, и психологический хоррор, и метафорическое переложение периода беременности, и даже капельку конспирологии.

Статья от 27.04.2017 29 [Рецензия] Outlast 2 (PC)

Outlast II — одна из немногих игр, которые вообще можно анализировать. В индустрии всё же царит засилье чистого геймплея поперёк героического пафоса — а при прохождении игры от Red Barrels руки сами тянутся к томику представителя Франкфуртской школы социолога и психоаналитика Эриха Фромма, например его «Бегству от свободы» или «Психоаналитике и религии». Вторая Outlast — прекрасная иллюстрация к его психологии религии и особенно той её части, которая посвящена так называемым авторитарным религиям, где вся жизнь человека подчинена вере в Сверхчеловека-Бога. К слову, тема религии в играх редко затрагивается, и кроме TES III: Morrowind (в ней рассматривалась очень сложная система тоталитарной религии, в которой люди превратились в богов-тиранов, чем-то напоминавшая современные авторитарные страны, например КНДР) нормальные и продуманные примеры сложно вспомнить.

10. Alan Wake
Сами Антеро Ярви (Сэм Лэйк), Remedy Entertainment, 2010

204805-4.jpg

Стивен Кинг, Стэнли Кубрик, Говард Филлипс Лавкрафт, Джон Карпентер, Дэвид Линч, а также множество иных имён оказались фундаментом для Alan Wake — истории о писателе, потерявшем жену в небольшом городке в Новой Англии. На первый взгляд всё видится переработкой идей, которые уже были ранее, и первое впечатление не обманывает: Alan Wake не удивляет новыми идеями или необычными ходами. Но Remedy Entertainment удалось создать действительно увлекательную игру с интересным лором и неплохим игровым процессом. Да, вся игра крутится вокруг одного элемента — освещения фонариком тьмы. Как обычно, студия сделала ставку на геймплей с какой-нибудь технологичной фишкой. Возможно, последняя треть игры слишком затянута из-за большого количества арен с противниками, выполненных в духе какого-нибудь Serious Sam, но всё равно сама атмосфера не отпускает, и хочется узнать, чем же всё закончится.

Статья от 12.05.2010 130 [Рецензия] Alan Wake (Xbox 360)

9. Amnesia: The Dark Descent / «Amnesia: Призрак прошлого»
Томас Грип, Frictional Games, 2010

204806-5.jpg

Возможно, оригинальная Amnesia: The Dark Descent на сегодняшний день немного устарела. И дело не в графике или геймплее, а скорее, в том, что многие идеи из неё были растиражированы и отполированы в десятках, а то и сотнях других игр. Игра, в которой игрок может только прятаться от монстров в тёмных коридорах, экономя масло для лампы и огнива, была новым словом в жанре. А сюжет, явно вдохновлённый рассказами и повестями Лавкрафта, ещё не был настолько изношен, как сегодня. Но невозможно отрицать культурное влияние этого проекта Томаса Грипа и его студии Frictional Games на других разработчиков и на саму игровую культуру.

Честно говоря, в 2011 году я ещё и представить себе не мог, что так называемые летсплеи будут делать все кому не лень, а стримеры будут зарабатывать миллионы долларов США. Сам я тогда обычно поглядывал на YouTube прохождения игр без каких-либо комментариев, и для меня было открытием, что люди не просто играют, комментируя происходящее, но и иногда открыто выражают свои эмоции от происходящего. И Amnesia стала тем проектом, который дал мощнейший толчок этой сфере игровой индустрии.

8. Detention
Дой Чианг, Red Candle Games, 2017

204807-6.jpg

Иногда бывают случаи, когда талантливые люди просто собираются вместе и творят. У них нет денег, опыта, связей, но благодаря таланту и энтузиазму они способны сворачивать горы. Именно такими оказались ребята из тайваньской студии Red Candle Games. Их Detention появилась из ниоткуда и могла бы легко сгинуть в пучинах Steam, но неожиданно её заметили. И это стоило того. Игра оказалась не только атмосферным хоррором в жанре point-n-click-adventure, но и настоящим авторским высказыванием, способным зацепить многих. К сожалению, эта слава в итоге сыграла злую шутку с авторами, и их следующий проект Devotion был удалён со всех площадок после того, как его заметили власти Китайской Народной Республики.

На первый взгляд всё кажется обыденным и не заслуживающим внимания. Азиатская школа, призраки, перекрывающие путь решётки, ржавые стены. В общем, всё что-то неуловимо напоминает. Но ближе к середине повествования что-то ломается, и проект начинает играть новыми красками. Это очень личная и в то же время масштабная история. Не просто рассказ о «белом терроре» в Китайской Республике, окопавшейся на острове Тайвань, когда за любую подозрительную деятельность можно было получить обвинение в «пропаганде коммунизма», а там тюрьма, пытки и, может быть, даже расстрел. Detention ещё и про жизнь в тяжёлое время, про память о нём, про способность примириться со своим собственным прошлым и с общей историей, какой бы жестокой она ни была.

7. Resident Evil VII: Biohazard
Коси Наканиси, Capcom, 2017

204808-7.jpg

Resident Evil VII: Biohazard действительно вернула веру в серию и в умение Capcom сделать страшно. Но девятичасовое прохождение хотелось бы разделить на три равные трёхчасовые части, не равноценные друг другу. Первая треть — без пяти минут шедевр. Настоящий кинематографический экспириенс, в котором постановочность и интерактивность настолько слиты воедино, что даже не понятно, кат-сцена перед глазами или уже геймплей. Подозреваю, что в VR это выглядит ещё круче. Она перетекает во вторую часть игры, начинающуюся с блуждания по подвалу. Её можно назвать возвратом к корням; данный эпизод больше всего напоминает оригинальную Resident Evil 1996 года, только от первого лица. В общем, играть интересно, но восторга первых минут игры тут нет. Увы, всё портят финальные три часа, где игра превращается в не самый вдохновлённый FPS.

Статья от 20.02.2017 12 [Игровое кино] Resident Evil VII: Biohazard — Полное погружение

Стоит добавить, что Capcom отчасти исправила ситуацию добавлением уровня сложности «Сумасшедший дом». На нём игра приобретает дополнительную глубину, а первая треть игры, которая в нормальном режиме видится заскриптованной, оказывается наполненной механиками, без использования которых игроку не выжить. Также был выпущен ворох DLC, о которых у поклонников разное мнение: удачные ультрахардкорные режимы «Итан должен умереть» и «55-й день рождения Джека», но посредственные и противоречащие сюжету основной игры «Дочери», в которых сценаристы явно плохо знакомы со сценарием RE7. К сожалению, ремейки, при всех их достоинствах, даже близко не так удачны, как RE7, но авторы «семёрки» уже скоро представят на суд общественности Resident Evil Village — восьмую номерную игру сериала об обители зла, зомби и корпорации «Амбрелла».

6. Deadly Premonition
Хидетака Суэхиро, Access Games, 2010

204808-8.jpg

Эта игра настолько же странная, насколько сломанная. Честно говоря, я бы не советовал никому проходить её, особенно в версиях для ПК и PlayStation 3, которые доверху набиты так никем и не исправленными багами. Единственный вариант — версия для Xbox 360, которая лишена некоторых кат-сцен и сайдквестов, но хотя бы проходима до финальных титров без вылетов, зависаний и не срабатывающих скриптов. Зато если вы всё-таки сможете пересилить техническое исполнение, то откроете для себя довольно увлекательный проект, который открыто перерабатывает «Твин Пикс» Дэвида Линча в некое подобие Shenmue и Yakuza. К сожалению, сиквел, вышедший для Nintendo Switch, работает ещё хуже, чем «кривые» версии оригинала для ПК и PS3.

Статья от 02.12.2013 25 [Рецензия] Deadly Premonition: The Director’s Cut (PC)

5. Oxenfree
Адам Хайнс, Night School Studio, 2016

204809-9.jpg

Молодёжные ужастики — вполне живой жанр. Каждое лето фильмы данного жанра наполняют репертуар кинотеатров. Чаще всего это какие-нибудь слэшеры, в которых подростков режут маньяки, но в последнее время всё чаще в данном направлении ужасы носят мистико-философский или же экзистенциальный характер. Oxenfree прекрасно вписывается в этот тренд. Здесь представлен заброшенный остров, населённый призраками, но основная история при этом крутится вокруг личных переживаний и психологической травмы девушки по имени Алекс. Пережив жутковатое приключение со своими друзьями, она, возможно, по-новому взглянет на собственную жизнь. А при определённых условиях даже попытается её изменить (в игре несколько концовок). И всё это сдобрено одними из самых ярких и живых диалогов в истории видеоигр.

Статья от 26.02.2016 15 [Рецензия] Oxenfree (PC)

4. INSIDE
Арнт Йенсен, Playdead, 2016

204810-10.jpg

Студия Playdead заслужила попадание в этот список сразу двумя играми: вышедшей в 2010 году LIMBO и последовавшей за ней шесть лет спустя INSIDE. Обе игры используют похожую игровую формулу — платформер с решением логических головоломок, которые разгадываются методом проб и ошибок, фактически смертей безымянного главного героя. При этом обе игры способны рассказать увлекательные истории без лишних слов. Причём обе можно назвать по-своему страшными. Путешествие по лимбу от примитивных страхов (тёмный лес, пауки) до психологических (боязнь быть изгоем в обществе, ужас рабочей недели) и экзистенциальных (страх перед неумолимостью времени и неминуемости смерти) — это просто антология всех возможных ужасов, которые способен испытать современный человек. 

Статья от 12.07.2016 83 [Рецензия] Inside (PC)

INSIDE же работает чуть более точечно, то ли рассказывая историю о тоталитарном обществе или о странном эксперименте над людьми, то ли опять же метафорически описывая страхи человека, чья жизненная цель может оказаться бессмысленной и чьим лучшим решением было бы перестать играть. Но можно ли прекратить идти вперёд?

3. The Evil Within
Синдзи Миками, Tango Gameworks, 2014

204810-11.jpg

Говоря о сюжете оригинала, нельзя избежать спойлеров. Многие игроки так и не поняли, что в игре происходит, а к DLC, объяснявшим непонятное, даже не притронулись. К сожалению, оба сюжетных скачиваемых дополнения — The Assignment («Назначение») и The Consequence («Последствия»), в которых главной героиней становилась Джули Кидман, — страдали от того, что в них объяснялось буквально всё. То, что было прекрасно в оригинале из-за загадочности и необъяснимости, там развенчивали максимально грубо и в лоб. Плюс складывалось впечатление, что оба эпизода вырезали из основной игры.

Статья от 30.10.2014 81 [Рецензия] The Evil Within (PC)

Зато история Себастьяна была эффектным миксом из Silent Hill 4 и Resident Evil 4 и отсылок к разнообразным кинолентам, от которых так фанатеет Синдзи Миками. Причём я не зря упомянул именно четвёртую серию Silent Hill: так же, как и в ней (осторожно: спойлеры!), вся игра происходила в разуме маньяка Рувика, который не смог побороть свои детские травмы, ставшие в ужасном мире системы STEM кошмаром наяву. Постойте, я забыл сообщить о том, что такое STEM. Это разработка всё того же Рувика, с помощью которой он хотел погрузиться в мир фантазий, порождённых его разумом и разумом других людей. Этакая «Матрица: Начало». Ну или «Тринадцатый этаж», кому что ближе. Но на неё, как и на любое другое выдающееся изобретение, положили глаз мегакорпорации (в данном случае клон «Амбреллы» — «Мёбиус»), которые хотели извлечь из устройства прибыль (а кто не захочет бросить всё и поселиться в идеальном виртуальном мире без забот?). Однако мегакорпорации не учли, что Рувик внёс своё сознание на уровень исходного кода STEM, породив внутри системы «призрака» с правами админа. Да-да, вновь Матрица и Нео, который может менять код Матрицы, находясь внутри неё. Только Рувик никакой не Избранный и не спаситель человечества от цифрового рабства, а всего лишь обиженный на мир человек, который хотел вылечить свои психические расстройства, а в итоге стал беспринципным учёным-мизантропом. Ух…

Статья от 26.10.2016 157 [Авторская колонка] Страшно интересно. Возможно, лучшие хоррор-игры в истории

И это не говоря уже о том, что всё было сдобрено отлично выверенным геймплеем, в котором Себастьян — наш протагонист — действительно выживал в безумном сюрреалистичном мире. Сложно назвать игру с похожим уровнем проработки и внимания к мельчайшим деталям. Тем обиднее было, что вышедший вскоре сиквел был урезан по самые помидоры, лишившись кучи игровых механик и не предложив почти ничего взамен.

2. Dark Souls
Хидетака Миядзаки, FromSoftware, 2011

204811-12.jpg

«Неожиданный выбор», — скажет кто-то. Отдельные личности уже могут начать спорить о том, что такое хорроры, как было четыре года назад. Я по-прежнему считаю, что хоррор — это исключительно стилистика игры, которая по жанру может быть чем угодно: от point-n-click-квеста до стратегии в реальном времени, от ураганного шутера от первого лица до ролевой игры. Главное, соответствие тематике и наличие стилистических жанровых элементов, таких как мрачная атмосфера, пугающие образы или хотя бы классические монстры (вампиры, оборотни, зомби, ведьмы, демоны из ада) и классические сюжетные тропы (молодёжные слэшеры, дома с тёмным прошлым, выживание в ограниченном и враждебном пространстве). И на мой взгляд, почти все игры Хидетаки Миядзаки последних лет подпадают под это определение.

Статья от 21.09.2012 73 [Рецензия] Dark Souls: Prepare to Die Edition (PC)

Здесь гнетущая атмосфера, которая подчёркивается не только мрачным визуальным исполнением, но и дизайнерским решением полностью отказаться от какого-либо музыкального сопровождения за вычетом безопасной зоны в Храме огня и эпических пафосных треков во время битв с боссами. Лишившись музыки, игра как будто погружает игрока в мир странных и иногда жутких подзвуков. Заброшенный город нежити, канализация, наполненная крысами и странными лягушкоподобными тварями, Чумной город, находящийся так глубоко, что до него почти не добираются лучи солнечного света, руины Нового Лондо, заполненные призраки погибших жителей. И это не говоря уж о причудливом, противоестественном внешнем виде созданий, которые населяют перечисленные локации. Авторам удалось породить действительно неуютный мир, сочетающий в себе страшные средневековые сказки и легенды с какими-то лавкрафтианскими созданиями, где само пребывание вызывает тревогу и ощущение угрозы за каждым углом.

Статья от 30.10.2017 10 [Игровое кино] Канун Дня всех святых

В топ попала именно первая часть как наиболее совершенная игра серии, но также и как одна из самых влиятельных игр поколения. Именно успех оригинальной Dark Souls породил и успех студии FromSoftware, и целый ряд подражателей, а заодно просто задал ряд трендов в современном геймдизайне. В Assassin’s Creed Origins используется похожая боевая система с блоками, рипостами и перекатами, а Metal Gear Solid V с Death Stranding имеют подобие асинхронного мультиплеера с подсказками от игроков и вторжениями на чужие базы. И это только первое, что пришло мне в голову.

1. «Мор» / Pathologic 2
Николай Дыбовский, Ice-Pick Lodge, 2019

204812-13.jpg

Хотели бы вы не просто сыграть в survival horror, где надо выживать во враждебных условиях, находиться в отталкивающем и пугающем мире, заниматься менеджментом ресурсов, но и испытать весь спектр эмоций персонажа на себе? Если вы не ищете лёгких путей, то для вас вышел гениальный ремейк «Мора. Утопии», названный по-простому «Мор». Что забавно, на Западе игра получила заголовок Pathologic 2, что немного сбило с толку тамошних рецензентов и игроков.

Статья от 07.06.2019 17 [Рецензия] «Мор» (Pathologic 2) (PC)

Вопрос лудонарративного диссонанса — один из важнейших, который любой геймдизайнер пытается решить в первую очередь. И Николай Дыбовский с товарищами смогли решить эту проблему. Новый «Мор» целиком и полностью служит миру и сюжету. Где страдает главный герой Гаруспик, там же по эту сторону монитора страдает и игрок. Гаруспику приходится преодолевать сложности, сражаться за свою жизнь в бесконечной борьбе как с инфекцией, так и простейшими человеческими потребностями в отдыхе, питье, пропитании, а главное — с самим временем. Сколько раз вы ловили себя на мысли, что вам отчаянно не хватает 24 часов в сутках, чтобы успеть сделать всё запланированное? А теперь представьте, что есть игра, в которой над вами будут постоянно тикать часы, отмеряя ваш срок. Нельзя везде успеть. Нельзя всё узнать. Нельзя обмануть время. Можно либо принять его, либо страдать от упущенных возможностей до скончания своих дней. «Мор» — настоящий шедевр, стёрший грань между игровым процессом и жизнью.


А какие ещё страшилки вам запомнились за последние 10 лет?

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • NAGELFAR999 29 окт 2020 21:21:53

    Выделю из перечисленных Мор-игру культовую и самую необычную из всех,с её по началу отторгающей мрачно-меланхоличной атмосферой,на которую по мере ускорения течения оставшегося времени,просто перестаёшь обращать внимание и просто стараешься выжить и спасти всех(но не судьба).Ну и пожалуй Алан,тоже отличная игрушка:)

  • romka 29 окт 2020 21:22:35

    Перестали страшилки меня пугать, вводить в ужас, накалять до пика. Держать в потном напряжении — да, редко, но случается. Последней, кому удалось напугать был Thief 2014, миссия в больнице вроде, когда дверь одной палаты/камеры открываешь. Густая там была атмосфера, аккуратно мелочами с начала миссии пугали-подводили к катарсису с главным рычагом — в виде скримера во время открывания двери. Сработало как часы.

    Из потных игр с которыми довелось ознакомиться, это The Evil Within и Outlast II. Тоже считаю Outlast II лучше первой. Третий прям жду, долго его готовят.

  • NerFthis 29 окт 2020 21:32:27

    Evil within первый обосраться можно, особенно когда с Лаурой босс файты. Во второй части хороши только моменты в закрытых помещениях.

  • DeeMan 29 окт 2020 22:49:44
    romka в 21:22 29 окт 2020 сказал:

    Перестали страшилки меня пугать, вводить в ужас, накалять до пика. Держать в потном напряжении — да, редко, но случается. Последней, кому удалось напугать был Thief 2014, миссия в больнице вроде, когда дверь одной палаты/камеры открываешь. Густая там была атмосфера, аккуратно мелочами с начала миссии пугали-подводили к катарсису с главным рычагом — в виде скримера во время открывания двери. Сработало как часы.

    Из потных игр с которыми довелось ознакомиться, это The Evil Within и Outlast II. Тоже считаю Outlast II лучше первой. Третий прям жду, долго его готовят.

    NerFthis в 21:32 29 окт 2020 сказал:

    Evil within первый обосраться можно, особенно когда с Лаурой босс файты. Во второй части хороши только моменты в закрытых помещениях.

    Как же вам для счастья страха мало надо. Последнее, что держало меня в напряжении - это Dead Space 1.

    Если Thief я еще пытался пройти, но не смог, то Outlast 2 вообще дропнул спустя наверное час, может меньше. Хотя первый оут прошел, зашел.

  • romka 29 окт 2020 23:12:54
    DeeMan в 22:49 29 окт 2020 сказал:

    Dead Space 1

    Неплох, даже очень, согласен — напрягал, но не на столько сильно.

  • demortius 29 окт 2020 23:24:53

    Самое моё страшное воспоминание связано с игрой Чужие против Хищников. Когда ты в темноте лазишь и слышишь только какое-то непонятное шкрябание, а потом тебе на весь монитор какая-то *уета прыгает и начинает дёргаться… Такой жути я больше никогда не испытывал. Кажется, тогда я в первый раз в жизни испытал паническую атаку.

  • Richvsm 30 окт 2020 00:31:02

    Не соглашусь, что второй аутласт на голову выше. Уровни в школе мне понравились, но основная часть кроме графики и красивой постановки мне ничего не дала. Страшно не было, а историю основную так завуалировали, что большинство решило, будто это очередная игра про деревенщин-сектантов (линия Меркоф так тонко проходит, что зачастую надо специально самые спрятанные записки находить, чтобы убедиться в контролируемости извне происходящего в деревушке). Да и наскучивала большинству она очень быстро (блуждания в траве в темноте утомляли). Всё же по стремительности и построению игровых моментов первая была бодрее, таких провисаний я не помню.

    Автор же в курсе, что это вышедший из под контроля эксперимент корпорации Меркоф, а вдали можно даже основное их сооружение увидеть? Плюс записки ученых, приезжавших собирать данные к вышке и в деревню, что прямо говорит о происходящем. Про ложную беременность тоже в первой части ещё мы слышали, побочный эффект. Логотип Меркоф в помехах на камере, когда пытаешь записывать воспоминания в школе, но всё это лишь в голове у героя под воздействием сильного сигнала, который на камере и создаёт помехи. Да и комикс между двумя частями недвусмысленно подвязку делал. Так что это по факту не отдельная игра, события в той же вселенной происходят с той же компанией. А уже сверху докрутили вот это вот всё описанное в статье, расширив повествование. Я так понимаю хвосты про Меркоф автор принял за конспирологию (иначе я не понимаю о чём ещё речь, может что-то запамятовал)?

    P.S. считаю незаслуженно забывают упоминать Evil Within 2, который во многом превосходит корявый оригинал. Хоть сюжет стал и проще (из-за нытья большинства, кстати), а боссы менее устрашающими и менее заковыристо продуманными в плане дизайна, игра в целом всё же проходится на одном дыхании с большим удовольствием. Как хорошее кино посмотреть. При том что выглядит, звучит и играется отлично, вылизанный проект (многим даже полюбилась больше первой). Но вот ни первая, ни вторая часть вообще не пугали, хоррор из них так себе, первая так и вовсе больше в философию ударялась и скорее Сайлент Хилл напоминала сюжетно (на уровне ощущений, все эти образы в сознании антагониста и тд). Ну это всё субъективщина, понятное дело.

  • Outcaster 30 окт 2020 01:27:33
    Richvsm в 00:31 30 окт 2020 сказал:

    Автор же в курсе, что это вышедший из под контроля эксперимент корпорации Меркоф, а вдали можно даже основное их сооружение увидеть?

    конечно, но религиозная тема в игре тоже интересно сделана. и школьная часть, и противостояние внутри культа между жителями деревни и сбежавшими в лес “язычниками”.

  • systemus 30 окт 2020 03:07:08

    [Авторская колонка] Сезон страха: Чёртова дюжина главных игровых ужасов десятилетия.

    Самый большой игровой ужас десятилетя — Ride to Hell: Retribution. Они даже страницу игры из всех магазинов по удаляли. Я давно в такие ужасы не играл.

    Я даже не знаю, возможно ли ещё хуже игру сделать:

    screenshot_Ride%20to%20_9e48-e3e0776fb8c

  • Phoeni-X 30 окт 2020 11:06:39

    Странно, почему в списке нет SOMA. По мне так одна из самых атмосферных и жутковатых игр.

  • Outcaster 30 окт 2020 11:36:37
    Phoeni-X в 11:06 30 окт 2020 сказал:

    Странно, почему в списке нет SOMA. По мне так одна из самых атмосферных и жутковатых игр.

    в первом же абзаце написано не стал повторяться с предыдущей статьей, написанной 4 года назад.

  • SINgle 30 окт 2020 15:00:24

    атласт 2 был наголву ХУЖЕ оригинала, во первых он был не страшный, потому что угробили процес игры для спасения куда бежать оставили 1 единственный верный пункт, любые отклонения от которог окарались смертью, а открыть этот путь можно было только методом слепого тыка, в итоге уже через час ты привыкал к ежеминутной смерти и вообще переставал пугаться. ну и РЕ7 — это все что угодно, но не ужастик, это какое то абсурдное шоу, не хватало только ведущего за кадром настолько все было постановочно и наиграно, при этом плохой игрой я его не считаю, но это во первых не резидент, во вторых не ужастик.

  • Samum2000 30 окт 2020 15:27:46

    Блэр витч мне не понравился совсем. закольцованный лес, примитивные нестрашные монстры и затянутая последняя часть в доме. Игра вызывала скуку.

    Сториз антолд — да, очень атмосферная игра, выполненная с минимумом эффектов и визуала. Все происходит в твоей голове. И это (не то что пугает) заставляет чувствовать себя очень неуютно, что как бы очень доставляет.

    Скримеры, расчлененка и т.д. — это детский сад.

    Страшно не то, что видишь, а то, что не видишь, но чувствуешь/слышишь и т.д.

    То же Алиен изолейшн — пока не получил огнемет, шарахаешься от каждого скрипа, шороха и тени.

  • DeVeD 30 окт 2020 16:35:53

    Да уж, как говорится на вкус и цвет..., мне так Outlast 2 (первая отличная) и первый The Evil Within (вторая — моё почтение) вообще не зашли))

  • Kozlotroll 30 окт 2020 17:51:24

    Игры-хорроры разные чувства вызывали, какие-то заставляли скучать, другие интриговали сюжетом, третьи действительно старались пугать, но запомнился Outlast. Был момент когда поймал себя на мысли — Блин, мне же уже через несколько часов вставать, а я играю в какие-то дурацкие прятки с отбитым наглухо, больным садистом-извращенцем. Проиграю, мне покажут, как героя распилят и сожрут, выиграю — заставят играть в те же прятки с еще более конченым выродком-психопатом. Вот и нахрена я это делаю, что со мной не так?

  • ttam 30 окт 2020 20:55:29

    А я бы ещё “тук-тук” добавил. Занятная и атмосферная игрушка. Хоть конечно и очень мало бюджетная.

  • Boogeemaan 30 окт 2020 21:30:35

    Ну наконец-то кто-то “Мор2” посчитал первостатейной ужасной игрой. ...Ковыряешьсо, такой, бывалоча, по помойкам, а самому лудонарративно жутко становиццо, когда начинаешь подозревать, что помираешь ты не от голода, а от того, что переел и щас лопнешь. Или вот такой жуткий момент бываеть — ну ёооо, что, опять переигрывать? Или идешь белым днем, тыц в кого-нибудь за жызнь погуторить — а на тебя вылупится пластиковая страшная харя на черном фоне и начинает сыпать ранодмными анимациями и текстом с содержанием сна степного верблюда... просто обтрухатьсо можно, знаете ли. ...А, или вот еще: открываю тихохонько шкафчик… деревянный… а там… СВЕЧКА!!! зажжонная, стоит и горит, стирая типа нахрен грань между игровым процессом и жизнью.

  • Bazatron 31 окт 2020 00:21:01
    Boogeemaan в 21:30 30 окт 2020 сказал:

    Ну наконец-то кто-то “Мор2” посчитал первостатейной ужасной игрой. ...Ковыряешьсо, такой, бывалоча, по помойкам, а самому лудонарративно жутко становиццо, когда начинаешь подозревать, что помираешь ты не от голода, а от того, что переел и щас лопнешь. Или вот такой жуткий момент бываеть — ну ёооо, что, опять переигрывать? Или идешь белым днем, тыц в кого-нибудь за жызнь погуторить — а на тебя вылупится пластиковая страшная харя на черном фоне и начинает сыпать ранодмными анимациями и текстом с содержанием сна степного верблюда... просто обтрухатьсо можно, знаете ли. ...А, или вот еще: открываю тихохонько шкафчик… деревянный… а там… СВЕЧКА!!! зажжонная, стоит и горит, стирая типа нахрен грань между игровым процессом и жизнью.

    Первостатейный баги, битые сейвы, глючные скрипты, огрызки недопиленного контента и самый главный хтонический ужас — кампания за Самозванку.)

    Что может быть страшнее? Разве что почти пройти до конца Тургор, а потом накатить патч.)

  • allyes 31 окт 2020 12:22:36
    главных игровых ужасов десятилетия

    Не бесспорный набор, но, в целом, достойный.

    Outcaster в 20:59 29 окт 2020 сказал:

    Молодёжные ужастики — вполне живой жанр.

    Эт да) Один из моих любимых поджанров. И Oxenfree, кмк, один из лучших здесь.

    Outcaster в 20:59 29 окт 2020 сказал:

    Студия Playdead заслужила

    Заслужила. Игры этой студии пример того, как инди-игры бывают интереснее некоторых ааа-проектов.

    Outcaster в 20:59 29 окт 2020 сказал:

    «Неожиданный выбор», — скажет кто-то.

    Outcaster в 20:59 29 окт 2020 сказал:

    Я по-прежнему считаю, что хоррор — это исключительно стилистика игры, которая по жанру может быть чем угодно: от point-n-click-квеста до стратегии в реальном времени, от ураганного шутера от первого лица до ролевой игры.

    ГОСТа понятно, нету, на то, что такое хоррор. И автор в праве считать ужастиком, всё что его пугает(да хотя бы ромашки, которые так подозрительно растут у дороги).

    Мне же понравились вот эти определения:

    Три́ллер (от англ. thrill — "вызывать острые эмоциональные ощущения") — жанр литературы и кино; к нему относят произведения, стремящиеся создать у зрителя ощущение напряжённого переживания, волнения. Жанр не имеет чётких границ. Часто к триллерам относят детективно-приключенческие фильмы, акцент в которых смещён на подготовку к какому-то уникальному преступлению. К триллерам также часто относят литературу и фильмы ужасов.

    Ужастик (от англ. horror film, horror movie) — жанр художественного фильма. К фильмам ужасов относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного — т. н. эффект «саспенс» (от англ. suspense — неопределённость) . Однако насчёт именования жанра существуют другие мнения, так известный в хоррор кругах актёр Кристофер Ли, в одном из своих интервью данном в 1975 году, утверждал, что термин horror неверен, ибо условность таких фильмов делает их безвредными, он настаивал на употреблении термина «film du fantastique» (фильм фантазии). [1]Таким же термином французы обозначают определённый тип фильмов ужасов.

  • Volk111 31 окт 2020 15:23:54

    Не в прошлом, не в теперешнем списке нет Condemned: Criminal Origins

    Автор всякую муть играет

  • shingo3 31 окт 2020 17:02:18
    romka в 21:22 29 окт 2020 сказал:

    Перестали страшилки меня пугать, вводить в ужас, накалять до пика. Держать в потном напряжении — да, редко, но случается. Последней, кому удалось напугать был Thief 2014, миссия в больнице вроде, когда дверь одной палаты/камеры открываешь. Густая там была атмосфера, аккуратно мелочами с начала миссии пугали-подводили к катарсису с главным рычагом — в виде скримера во время открывания двери. Сработало как часы.

    Из потных игр с которыми довелось ознакомиться, это The Evil Within и Outlast II. Тоже считаю Outlast II лучше первой. Третий прям жду, долго его готовят.

    Поиграй серию Fatal Frame. Тогда поймешь что такое напряженная обстановка, и быть беззащитным как котенок.

    Тут мало чего меня напугало. Только если The evil within в начале. Хорошие игры не спорю, но не страшные нифига. Вот на старушке PS2 есть немало действительно жутких и странных ужастиков.

    Одна только kuon с ps2 атмосферней всех вместе взятых тута игОр.

    f13c0034414fa7d4e6e6fb2d9ec19eeb.jpeg

  • romka 31 окт 2020 18:49:43

    @shingo3 на эмуле? Не хочу. Да и дело не в одном лишь выживаче, а в комплексе ощущений. The Evil Within в меня попал наверное на все 100%, ну пускай 90%. Outlast II позволил проникнуться тоже благодаря мелочам. Где-то работает, где нет. Каждого своё пугает, или находит отклик.

  • shingo3 31 окт 2020 20:05:56
    romka в 18:49 31 окт 2020 сказал:

    @shingo3 на эмуле? Не хочу. Да и дело не в одном лишь выживаче, а в комплексе ощущений. The Evil Within в меня попал наверное на все 100%, ну пускай 90%. Outlast II позволил проникнуться тоже благодаря мелочам. Где-то работает, где нет. Каждого своё пугает, или находит отклик.

    PS2 щас можно купить за 2000р. Зато тебе гарантированно, целый спектр необычных очучений. Там отличные хорроры.

  • romka 31 окт 2020 21:29:31

    @shingo3 Заморачиваться не стану, энтузиазма на донышке. Была в своё время PS2 и почти во всё, что интересовало сыграл, конечно не всё, как Fatal Frame. Возможно не было локализации или на конкретных прилавках не попадалась.

  • Outcaster 31 окт 2020 21:53:32
    allyes в 12:22 31 окт 2020 сказал:

    Мне же понравились вот эти определения:

    в России триллером по-моему называют всё подряд. хоть ужасы, хоть боевики, хоть комедии. всё что не вписывается в какую-то строгуб формулу — это триллер.

  • Celeir 01 ноя 2020 02:37:44

    @allyes полагаю, ужастика без напряжённого переживания, волнения не бывает. Значит ужастики — вариант триллера? Или триллер — не всегда кровавый ужастик?

  • shingo3 01 ноя 2020 08:08:30
    romka в 21:29 31 окт 2020 сказал:

    Заморачиваться не стану, энтузиазма на донышке

    Очень жаль. Игровой опыт упускаешь.:gamer4:

  • allyes 01 ноя 2020 23:49:16
    Celeir в 02:37 01 ноя 2020 сказал:

    Значит ужастики — вариант триллера

    Celeir в 02:37 01 ноя 2020 сказал:

    Или триллер — не всегда кровавый ужастик

    Повторюсь, никакого ГОСТа и тех. требований к этим жанрам нет:) Принято считать, что хоррор — ужастик с потусторонним контентом, а триллер, соответственно, без оного)

  • UniversalUser 02 ноя 2020 00:08:42
    Volk111 в 15:23 31 окт 2020 сказал:

    Не в прошлом, не в теперешнем списке нет Condemned: Criminal Origins

    Соглашусь, играл по выходу и временами были “мурашки по телу”, благодаря атмосфере и тому, что в руках лишь некая труба!)

    Атмосфера в игре на годный Horror вполне тянет, даже с избытком.

  • allyes 02 ноя 2020 00:33:53
    Volk111 в 15:23 31 окт 2020 сказал:

    не в теперешнем списке нет Condemned: Criminal Origins

    “это” десятилетие начинается с 2010 года. Ваша игра 2005го

  • romka 02 ноя 2020 18:58:56
    allyes в 23:49 01 ноя 2020 сказал:

    Принято считать, что хоррор — ужастик с потусторонним контентом, а триллер, соответственно, без оного)

    Кем принято? Всегда считал, хоррор — много крови и всего такого, триллер — больше про напряжение, с минимум жестокости, мистика это или детективное про маньяка-насильника.

  • LordAlastor 19 ноя 2020 21:50:15
    Ну тут тоже на вкус и цвет.
    Лично я бы ни за что не включил the evil within в десяток лучших хорроров за 10 лет. Игра мне в целом понравилась, но из тех игр что для меня на один раз. И страшный самый момент в ней для меня был, как сейчас вспомню, в больнице, когда только-только покажут игроку новых врагов - невидимок. Ты идёшь по коридору и комнатам, заваленными колясками, тележками, и в какой-то момент ощущаешь что кроме тебя кто-то есть. И чтобы выявить невидимку надо следить за тем не двигаются ли эти коляски. И вообще невидимки в том месте очень удачно, атмосферно были сделаны. В общем то место показалось лично мне "стрёмным". Ну может ещё 1-2 места в игре было немного напрягающим. Но в целом это даже не хоррор, да и по настоящему пугающего ничего нет.
    И насчёт аутласта тоже отмечу что вторая часть менее пугающей лично для меня была. Скорее бесила, чем напрягала и пугала, как кто-то выше верно написал - настолько часто умираешь, что привыкаешь к этому.
    А ещё я узнал что эта вся религиозная муть была экспериментом какой-то компании, спасибо, блин, за спойлеры. Я когда играл об этом и не догадался вроде.
    Действительно пугающим для меня было дополнение первого аутласта, там где какой-то джентльмен увидел в игроке даму, или точнее хотел поймать и сделать дамой насильно, и тебе надо было от него прятаться. И вот он напевал какую-то песенку и искал тебя, и в этот момент было очень стрёмно. Как-то вот себя просто на месте героя представляешь, и...действительно стрёмно. Вы просто представьте что вас реально хочет поймать какой-то псих, чтобы кастрировать и сделать своей дамой, и всё это непонятно где посреди какой-то глухомани.
    Но, это всё вкусовщина. От себя скажу что все известные мне из перечисленных в колонке игр - хорошие. Как минимум просто хорошие и хотя бы на один раз приятно пройти. Думаю что и те которые я не знаю и не играл - могут тоже понравиться. Для себя лично взял на заметку пройти игру про ведьму из блер, раз уж хвалят. Ну и да, дедли промоушн я не смог пройти как раз по причине того что у меня она в одном и том же сюжетном месте (в больнице герой говорит с кем-то из регистратуры и на этом вылет) вылетала, чтобы я не делал. Из-за этого игру бросил, хотя она мне очень понравилась своей атмосферностью. Хотя тоже спорно хоррор ли это, скорее пародия на хоррор, но очень и очень атмосферная.
    В общем, на вкус и цвет фломастеры разные, сами игры из списка неплохие точно. А уж что для кого больший хоррор, на каком месте и занимает ли место в рейтинге - судит каждый сам.
  • Оставить комментарий