[Рецензия] Call of Cthulhu (PC)

Имя Говарда Филлипса Лавкрафта давно вызывает благоговейный ужас. В современной культуре он из сочинителя рассказов для еженедельных бульварных журналов превратился в создателя космологии, ставшей ориентиром для авторов в жанре хоррора на долгие годы, а сам его стиль породил целый поджанр — лавкрафтовские ужасы. Неудивительно, что и игровой индустрии его отвратительные описания, пронзающие сознание одной только мыслью о них, пришлись по вкусу.

banner_st-rv_callofchtulhu_pc.jpg

Позови меня на закате дня

Наследие этого американского писателя, возможно, объёмнее, чем он того заслуживает. Помимо официальных фанфиков по мотивам, которые активно расцвели через пару десятилетий после смерти Лавкрафта, есть несколько экранизаций, комиксов и игровых адаптаций его произведений. Одной из первых игровых версий принято считать квест Call of Cthulhu: Shadow of the Comet, вышедший в 1993 году. Разработчиком выступила студия Infogrames. И это не случайно: чуть ранее компания выпустила игру Alone in the Dark, которая по своей сути являлась неофициальной игроизацией рассказов мастера ужасов. Более того, изначально, по признанию Фредерика Рейналя — автора Alone in the Dark, а также дилогии Little Big Adventure и неудачного инди-хоррора 2Dark, разработчики даже смогли получить лицензию на франшизу Call of Cthulhu от компании Chaosium. Но в ходе разработки лицензия была отозвана, так как в игре было маловато элементов RPG.

20.jpg

Уж в чем в чем, а в красоте игре не откажешь

История разработки новой Call of Cthulhu: The Official Video Game отчасти похожа на случай с Alone in the Dark. Игра была анонсирована издательством Focus Home в 2014 году. Разработчиком стала студия Frogwares, базирующаяся в Киеве. Студия обещала, что упор в игре будет сделан на детективную составляющую и что в целом она будет напоминать игры Frogwares про Шерлока Холмса. Да и была у студии в активе игра Sherlock Holmes: The Awakened, где частный сыщик с Бейкер-стрит вступал в схватку с культом, поклонявшимся Древним Богам. Сценарий же основывался на настольной ролевой игре «Зов Ктулху», впервые увидевшей свет в 1981 году (хотя с тех пор уже вышло несколько новых редакций). Но почти два года молчания из столицы Украины дали повод подумать, что никакого пробуждения Ктулху не предвидится, а игра, скорее всего, умерла в муках производственного ада. Так состоялся анонс Call of Cthulhu от студии Cyanide, больше известной по бесконечным спортивным симуляторам регби и велогонок. Кто же знал, что украинцы ничего не отменяли и свою Call of Cthulhu, лишившись лицензии на название, переименовали в The Sinking City? Так что грядущей весной у всех появится возможность сравнить проекты и выяснить, у кого получилось лучше, а пока вернёмся к предмету этой статьи.

Статья от 26.08.2018 21 [Впечатления] Call of Cthulhu на Gamescom 2018

На дворе промозглый октябрь 1924 года. Но не только холод бросает в дрожь ветерана Великой войны Эдварда Пирса. Каждую ночь он видит жуткие кошмары о безобразных культистах, поклоняющихся нечестивым богам и совершающих кровавые жертвоприношения. Пирс уже почти готов утопить свой страх на дне бутылки с виски, но получает задание разузнать, что произошло с Сарой Хокинс — безумной художницей, чьи картины наполнены мраком опустошающей безысходности. Полицейское расследование выяснило, что она погибла в пожаре вместе с мужем и сыном, но её отец уверен, что в этом деле слишком много несостыковок. Пирс решает взяться за дело и попадает в мрачный рыбацкий городок Блэкуотер, где все только и говорят, что о легендарном «Хорошем улове», который спас эту обитель китобоев от голода в далёком 1847 году.

21.jpg

К сожалению, пререндеренные видео очень сильно пережаты

Думаю, ни для кого не будет спойлером то, что, как часто бывает в рассказах прославленного американского писателя, во всём оказывается замешана очередная теория заговора, где люди выступают марионетками в руках древних богов и инопланетных рас. История не является игроизацией какого-то конкретного рассказа или повести, но является антологией почти всех основных тем и мотивов творчества Лавкрафта. Тут есть и произведения искусства, реалистично отражающие пугающий мир тьмы, и древние боги во главе с вынесенным в заголовок Ктулху, и жестокие культы, и нечестивые книги, описывающие Миф, и прогнившая изнутри аристократия, и учёные, пытающие воскресить мёртвую плоть, и многое другое. Разве что сегодня, после выхода как Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, так и игр от Frictional Games (серии Penumbra и Amnesia) многие лавкрафтовские мотивы уже не новы. Да и будем честны, если Amnesia действительно внушает хтонический ужас даже при повторном прохождении, то новая игра при всех своих удачных моментах лишена именно ощущения ужаса, проникающего под веки и не дающего себя забыть.

Студия Cyanide известна не только спортсимами, но и ролевыми играми (Loki, Of Orcs & Men) и стелс-экшенами (серия Styx). Потому нет ничего удивительного в том, что и Call of Cthulhu в её версии получила элементы обоих жанров. Стелс-элементы, в принципе, привычны для жанра современного сурвайвал-хоррора, потому о них нет смысла говорить подробно. Лишь отмечу, что их очень мало для более чем девятичасового приключения, они занимают от силы час из общего хронометража игры. А вот наличие ролевой системы удивило. Игра, по сути, является адвенчурой, в которой, как и полагается, всё держится на диалогах и разгадывании загадок. И разработчики пристроили к этому ролевую систему. Довольно простую, для того чтобы открыть некоторые варианты диалогов, нужно прокачивать одну из категорий: Медицина, Красноречие, Сила, Расследование, Оккультизм, Психология. Также иногда некоторые из этих навыков проходят проверку при решении задач, но чаще всего речь идёт о Силе, при помощи которой можно вместо решения головоломки просто сломать её. Ещё есть навык Поиск, который упрощает нахождение скрытых предметов, но если честно, я не очень понял, как этот навык работает и насколько он полезен.

165.jpg

Очередной безумец, рисующий странные символы в своей палате

Зато художники поработали на славу. Если анимации топорны, пусть к ним и быстро привыкаешь (все мы понимаем, что у большинства современных студий нет бюджетов Sony), то остальное выполнено на достойном уровне. Антураж провинциальной Америки 20-х годов одновременно таинственный и угрожающий. Заброшенный особняк таит во мраке пустых комнат несколько семейных скелетов. Психиатрические лечебницы сводят с ума одним только видом своих обитых войлоком палат. Игра действительно обладает неплохой атмосферой. Хотя неописуемые ужасы Бездны всё же не совсем удались: местная Бездна скорее похожа на Пустоту из серии Dishonored, нежели на что-то настолько ужасное и необъяснимое, что человек не способен подобрать слов.

Кстати, совсем недавно авторы издания Eurogamer решили поднять вопрос личных взглядов Лавкрафта. Редактор британского издания настаивает на том, что современная культура в целом и видеоигры как её часть должны сбросить Лавкрафта с парохода современности. Ведь в быту он прославился антисемитскими и в целом нетолерантными суждениями. Так, немцев с ирландцами он тоже за людей не считал. И хотя это отчасти было следствием среды и времени, в которых он вырос, закрыть глаза на подобное нельзя. Но пожалуй, то, что делало личность Лавкрафта отталкивающей даже по тогдашним меркам, придало его произведениям дополнительную глубину.

Уровень его ксенофобии был таков, что превратился в те самые жуткие описания безразмерных монстров из Космоса и ужаса, не поддающегося восприятию простым человеком. Нетерпимость Лавкрафта рисовала мерзкие образы всего непонятного и необъяснимого, а значит, чужеродного. А невероятный уровень мизантропии превратил большинство людей в его произведениях либо в бессильных глупцов, либо в настолько самовлюблённых индивидов, что они своими руками несли миру погибель, организуя эзотерические общества или же безответственно занимаясь научными изысканиями. Силы же космические, даже внушая хтонический ужас, лишены человеческих пороков, таких как гордыня, любопытство, страх, похоть. А даже лучшие из людей часто сходят с ума, познав Истину. Парадоксально, но именно этим произведения Лавкрафта пугают людей до сих пор. Нет ничего более страшного, чем неизвестность и чужеродность.


Обиднее всего, что при общем неплохом уровне авторам из Cyanide не удалось передать именно безразмерный, опустошающий, мерзкий, бросающий в холодный пот безумный кошмар, которым пропитаны произведения Лавкрафта. Возможно, видя мир таким, каким мы видим его сегодня, тяжело передать то чувство тревоги, что испытывал молодой человек из консервативной Новой Англии, росший в окружении иммигрантов, империалистических войн, эзотерических обществ и слишком стремительного научно-технического прогресса. 

Итоговая оценка — 6,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
Outcaster в 12:00 30 окт 2018

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • Phoeni-X 30 окт 2018 12:13:50
    Outcaster в 12:00 30 окт 2018 сказал:

    Обиднее всего, что при общем неплохом уровне авторам из Cyanide не удалось передать именно безразмерный, опустошающий, мерзкий, бросающий в холодный пот безумный кошмар, которым пропитаны произведения Лавкрафта

    Тут у меня один вопрос — а самому Лавкрафту это удалось? Читал я его (в переводе) и никакого ужаса я там не увидел. Возможно для своего времени это и было жутковатым но сейчас , так, на уровне книжечек-трешачков в мягкой обложке, во множестве выходившие в 90-е.

    Что касательно самой игры — возьму. Сугубо в память о Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth который , в своё время весьма понравился атмосферой.

  • giperforg 30 окт 2018 12:24:33

    По моему атмосферу Лавкрафта лучше всего смог передать Bloodborne.

  • lordik555 30 окт 2018 12:24:51
    Phoeni-X в 12:13 30 окт 2018 сказал:

    Тут у меня один вопрос — а самому Лавкрафту это удалось? Читал я его (в переводе) и никакого ужаса я там не увидел.

    Ну тут зависит всё сугубо от читающего. Когда читал “Хребты безумия” пару раз аж в дрожь бросало; читал на даче ночью, один.

  • DedMoroz 30 окт 2018 12:47:27
    giperforg в 12:24 30 окт 2018 сказал:

    По моему атмосферу Лавкрафта лучше всего смог передать Bloodborne.

    Не, Bloodborne — сборная солянка из множества хороших идей из разных проектов (тема для отдельной дискуссии). Не думаю, что Миядзаки специально делал реверанс в сторону Лавкрафта, а тупо позаимствовал некоторые его идеи. Так что только Dark Corners of the Earth за авторством Headfirst Productions и можно назвать единственной толковой игролизацией, т.к. проект основывается на произведениях "Тень над Иннсмутом" и "За гранью времён". Тем и печальнее, что продолжение в виде Destiny's End не было реализовано (студия обанкротилась), а за 13 лет ничего толкового по Лавкрафту никто так и не сделал. Была, правда, Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder — приятная игра, но до идеала далёкая.

  • LEX! 30 окт 2018 12:54:05

    Игра не много другой тематики, чем оригинал, тут больше истории и повествовании. Можно сказать на любителя, для истинных фанов Лавкрафта.

  • giperforg 30 окт 2018 12:58:55

    @DedMoroz А я и не говорил про попытки пересказать книги Лавкрафта в игре, я говорил именно про атмосферу. И она в Бладборне со всеми этими культами, необъяснимыми Древними, тонкой гранью между сном и реальностью передана лучше всего.

  • Outcaster 30 окт 2018 13:19:30
    DedMoroz в 12:47 30 окт 2018 сказал:

    Не думаю, что Миядзаки специально делал реверанс в сторону Лавкрафта

    Специально. Он сам говорил, что фанат. Да и в Соулсах тоже очень сильно влияние. А так лучшее это две Пенумбры и Амнезии, которые хоть и не являются прямой игроизацией, но лавкрафтовщина там на всю катушку.

  • folderwin 30 окт 2018 13:56:38

    Вот тоже думаю , что за атмосфера ужасе . Решил недавно прочитать лучшее произведение Лавкрафта по рейтингу многих читателей "Тень на Инссмутом" , очень атмосферно передан побег но без особого ужаса и чего то подобного, удовольствие я от книги получил и не пожалел , что купил но так и не понял откуда это вечное упование игрожуром на атмосферу Лавкрафта

  • VatsOfGoo 30 окт 2018 15:23:55

    Какая может быть атмосфера 20-х, тем более лавкрафтовская, где в игре главный герой с современной хипстерской причёской и бородой? Да и его плащ туда же, особенно вид сзади.

    P.S. Кстати, игра называется просто Call of Cthulhu, без богомерзкой приписки The Official Video Game.

  • Celeir 30 окт 2018 15:48:27

    @VatsOfGoo значит, unofficial video game!

  • DedMoroz 30 окт 2018 21:37:54
    giperforg в 12:58 30 окт 2018 сказал:

    @DedMoroz А я и не говорил про попытки пересказать книги Лавкрафта в игре, я говорил именно про атмосферу. И она в Бладборне со всеми этими культами, необъяснимыми Древними, тонкой гранью между сном и реальностью передана лучше всего.

    Если первоисточником являются книги, от них и нужно отталкиваться, а Миядзаки всё же пошёл по более простому пути, взяв общие ктулху-образы, засевшие в "мейнстрим" сознании. Я и не отрицаю лавкрафтовского наследия в Bloodborne, слепцом надо быть, чтобы этого не заметить, игру это не делает хуже, а просто не могу согласиться, что это лучшая игролизация известно каких идей. У Миадзаки, скорее, это галопом по Европам. И неудивительно, если вспомнить, как строится во всех souls-проектах повествовательная часть, которая в большей степени закопана в "лоре". В игре и из Berserk'ера много всего, но мы же не говорим, что это лучшая игра по известной манге.

    P.S.: Что касается атмосферы, в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth её также можно ложками есть, не проблема…

    Outcaster в 13:19 30 окт 2018 сказал:

    Специально. Он сам говорил, что фанат. Да и в Соулсах тоже очень сильно влияние. А так лучшее это две Пенумбры и Амнезии, которые хоть и не являются прямой игроизацией, но лавкрафтовщина там на всю катушку.

    Это понятно, но Миядзаки основным вдохновителем и Дракулу называл, а в свете того, что игра напрямую связана с кровью, здесь можно долго спорить, какой был в проекте основной, а какой вторичный посыл.

    А вот по поводу Penumbra соглашусь. Как минимум Overture Лавкрафтом отдаёт. Ещё квесты Necronomicon и Scratches можно вспомнить. Или Alone in the Dark (1992), но это уже больше сейчас ретро классика, чем лучшая адаптация.

  • BahroN 31 окт 2018 07:43:04

    Адвенчуры умножаются как грибы после дождя, вот и до СоС дошло. Ждал повторения былых впечатлений 2006 года, а вместо этого искал зелёные точки по экрану два часа. Хорошая игра была, а сделали адвенчуру.

  • Bersiwald 02 ноя 2018 23:42:10

    Всё бы ничего, но как только попал в музей с частной коллекцией экспонатов — не выдержал. Терпеть не могу быть жертвой в играх. А начиналось-то как хороший детектив!

  • Schwifty 04 ноя 2018 22:28:05

    Прошел, слабая концовка, из-за этого ощущения не очень хорошие, будто раскрутили привод минигана и вместо выстрела он пискливо сдулся как надувной шарик, а потом ствол и вовсе как резиновый опустился вниз...

  • Оставить комментарий