[Авторская колонка] Драма литературы в калейдоскопе игровых сюжетов

А вы знали, что мировую литературу и видеоигры связывает больше, чем кажется? Разработчики игр до сих пор пользуются (порой неосознанно) концепцией драматических ситуаций, которую разработал француз Жорж Польти ещё в начале XX века! Писатель «перелопатил» всю мировую художественную литературу за 3 тысячи лет и выделил 36 основных законов сюжета, по которым может развиваться история. Мы нашли игры, в которых это показано наглядно.

Внимание! Очень длинный текст!

Внимание! Спойлеры-спойлеры-спойлеры!

1. The Last of Us — Мольба

122241-1.jpg

Этот сюжет может иметь массу вариаций. Например, спасающийся бегством герой просит кого-то из сильных мира сего спасти его от врагов, о защите, либо о приюте или убежище. Очень часто герой просит не за себя, а за родственников или близких.

Элементы сюжета:

  1. преследователь (или антагонист);
  2. преследуемый или нуждающийся в защите, помощи или убежище;
  3. персонаж, от которой зависит предмет мольбы (помощь, защита, приют). Как правило, он не сразу решается оказать помощь, испытывает сомнения — поэтому герою и приходится его умолять. И чем больше и дольше эти колебания, тем сильнее накал ситуации.

Двадцать лет спустя после начала пандемии и личной трагедии Джоэл и его партнёрша Тесс промышляют как контрабандисты на окраине карантинной зоны в Бостоне.  На героев буквально натыкается раненая предводительница «Цикад» Марлин, предлагая Джоэлу и Тесс тайно вывести за пределы охраняемого военными периметра девочку Элли. После долгих уговоров Джоел соглашается с этой идеей. Позже выясниться, что девочка заражена, однако, по какой-то причине за три недели не превратилась в монстра. Ученые Цикад хотят использовать этот факт для создания вакцины. Тесс верит девочке, однако Джоел настроен скептически. Но они всё же продолжают путь, пробираясь сквозь волны зараженных, кордоны военных и нападения бандитов — людоедов. Путь, в конце которого Джоэл обретет дочь, а Элли жизнь.

2. Half-Life 2 — Внезапное спасение

123051-2.jpg

Ситуация во многом схожа с предыдущей, но отличие в том, что здесь спаситель появляется неожиданно и спасает нуждающегося без мольбы и уговоров. Примером может служить любое неожиданное спасение героя, находящегося в смертельной опасности — ход, чрезвычайно распространенный в современной литературе и кинематографе.

Элементы сюжета:

  1. спасаемый;
  2. преследователь (антагонист);
  3. спаситель.

Гордон Фримен прибывает в Сити 17. По пути он встречает Барни Калхауна, бывшего сотрудника охраны Чёрной Мезы, который работает под прикрытием на Сопротивление. Он отправляет Гордона в подпольную лабораторию доктора Кляйнера, бывшего учёного, ныне также участника Сопротивления. Продвигаясь по городу, Гордон наблюдает сцену массовых арестов в жилом доме; два человека на улице замечают: «Вот так всегда… сначала здание, затем и весь квартал». Детекторы Альянса фиксируют «отклонение в численности» людей в здании, и полицейские начинают штурм дома. Сначала, они атакуют точки, где был Гордон, захватывая людей, а затем нападают на него самого. В итоге, настигнув его, они оглушают Гордона парализующими электродубинками, но его спасает Аликс Вэнс — дочь бывшего коллеги Фримена, Илая Вэнса. Аликс проводит Гордона в лабораторию доктора Кляйнера, скрытую в подсобных помещениях рядом с городской подстанцией.

3. Max Payne — Месть, преследующая преступление

123149-3.jpg

Очень распространенный сюжет в видеоиграх/фильмах. Может раскрываться в виде конфликта на почве кровной мести, либо восстановления справедливости путем наказания неосужденного преступника.

Элементы сюжета:

  1. мстящий;
  2. виновный;
  3. преступление.

После убийства жены и маленькой дочери бандой наркоманов Макс Пэйн в отчаянии решает отомстить преступникам и становится агентом DEA под прикрытием. Однако его самого обвиняют в убийстве лучшего друга и напарника Алекса Болдера. Разыскиваемый полицией, Пэйн путешествует в одиночку по ночному Нью-Йорку. Макс продвигается от рядовых бандитов к большим криминальным боссам и находит тех, кто породил ад, называемый «Валькирией».

4. Wolfenstein II: The New Colossus — Месть близкому за близкого

123555-w2tnc-main.jpg

Разновидность предыдущей ситуации, однако здесь в роли виновного выступает близкий герою человек, что придает всей истории еще больший драматизм. Классический пример ситуации — месть Гамлета своему отчиму и матери за убитого отца.

Элементы сюжета:

  1. живая память о нанесенном близкому человеку вреде;
  2. мстящий родственник;
  3. родственник, виновный в причиненном вреде.

Одна из самых мощных сцен данной игры и игр 2017 года. По пути из Оберкомандо Бласковиц решает навестить свою родную ферму, где он провёл своё детство, вспомнив, что когда-то давно мать показала ему кольцо, которое просила подарить своей возлюбленной. Зайдя в свой старый заброшенный дом, он находит кольцо, но также обнаруживает и своего отца. Оказывается, отец стал коллаборационистом, добровольно сдал жену, потому что она была еврейкой. Теперь отец хочет убить и самого Уильяма, чтобы предстать героем. В ярости, Уильям отрубает руку отцу.

5. Manhunt — Преследуемый

123929-5.jpg

Тоже довольно распространенный сюжет. Героя (не важно, совершил он злодеяние или нет) преследуют враждебные силы. Вариантов множество: героем может быть преступник, скрывающийся от властей; должник, преследуемый кредиторами; ценный свидетель, преследуемый мафией и т.д. 

Элементы сюжета:

  1. причина преследования (преступление, ошибка);
  2. укрывающийся от кары.

Главный герой Джеймс Эрл Кэш — приговорённый к смертной казни через инъекцию преступник. Однако, после проведения инъекции, Кэш просыпается в Карцер-Сити — неблагополучном индустриальном городке, в котором царит хаос, беспредел и вседозволенность. Оказалось, что он не умер: ему ввели препарат, от которого он потерял сознание, а самого Кэша «выкупили», чтобы тот «участвовал» в некой игре на выживание. Зачинщик зловещего развлечения — бывший голливудский режиссёр, Лайонел Старквезер. Правила игры просты: Кэшу нужно выжить, выполняя задания Режиссёра и убивая головорезов, которые из уровня в уровень выслеживают Кэша.

6. Half-Life — Внезапное бедствие

123939-6.jpg

Некто могущественный и процветающий неожиданно терпит поражение или крах. Это может быть отдельный человек (банкир, сановник или полководец), так и целый город (государство и даже цивилизация).

Элементы сюжета:

  1. появление вести о поражении, крахе, либо появившийся самолично враг, нанесший это самое поражение;
  2. поверженный или сраженный известием о крахе властитель; город; государство; цивилизация.

Событие, которое раз и навсегда изменит жизнь учёного в очках и с монтировкой. 

Ученый по имени Гордон Фримен прибывает на работу в лабораторию «Black Mesa». Его направляют в тестовую камеру для эксперимента с кристаллом, найденном в параллельном мире Зен. Но эксперимент в самом начале привел к катастрофическим последствиям. Произошел каскадный резонанс, открывший портал напрямую в мир Зен. Через него перенеслись существа из параллельного мира и буквально заполнили исследовательский центр, а позднее и весь мир.

7. Inside — Жертва 

124235-7.jpg

Герой игры — жертва других людей или сложившихся обстоятельств. Главное, что он пострадал. А вот вариантов этого может быть великое множество: жертва любви (брошенный и отвергнутый), жертва своего доверия (обманутый кем-то) или просто несчастный, пострадавший по воле обстоятельств.

Элементы сюжета:

  1. угнетатель или угнетающее обстоятельство;
  2. жертва, испытывающая на себе угнетение другого человека или обстоятельств.

В начале игры маленький безымянный мальчик пробирается сквозь лесную чащу. Убегая от вооруженных людей и собак, он встречает по пути всё больше и больше препятствий и загадок. В последствии мы узнаем, что мальчик оказывается частью эксперимента, бесчисленной жертвой крупной компании, а весь побег — это запланированное и управляемое действо. 

8. Homefront — Бунт

124350-8.jpg

В данном случае речь идет о недовольстве одного или многих людей политикой руководителя или национального лидера, выливающееся в открытое выступление или вооруженное восстание.

Элементы сюжета:

  1. тиран;
  2. заговорщик.

Разработчики Homefront придумали геополитический сценарий, согласно которому в начале 2012 года Ким Чен Ир умирает, а через год к власти приходит его сын Ким Чен Ун. К 2025 году экономика США будет окончательно уничтожена второй волной кризиса, а, набравшая политической и военной мощи Великая Корейская Республика, (образованная после объединения бывших КНДР, Республики Корея и других восточноазиатских государств) взорвёт над ослабленными Штатами ядерный боезаряд и оккупирует запад страны. Народ Америки, лишившийся регулярной армии, но не сломленный, продолжит сражаться с захватчиками, ведя против них бескомпромиссную партизанскую войну. Их главная задача — поднять восстание в Сан-Франциско, который стал базой оккупационных сил.

9. Prey — Дерзкая попытка

124447-9.jpg

Распространенный приключенческий мотив, подразумевающий множество рискованных действий, нарушение разных табу или похищение человека. Естественно, уровень эмоционального напряжения зависит от опасностей, которые подстерегают героя, решившегося на дерзкую попытку — преодолеть их.

Элементы сюжета:

  1. дерзающий;
  2. объект дерзновения;
  3. антагонист.

История посвящена Домаси Таводи (Чероки, он же Томми) из индейского народа чероки — механику в гараже и бывшему солдату Армии США, живущему в индейской резервации в Оклахоме.

В начале игры Томми разговаривает в баре со своей подругой Джен. Внезапно он ввязывается в драку, после короткой в заведении происходит что-то странное: бар неожиданно вздрагивает, а по телевизору звучит экстренное предупреждение о чрезвычайной ситуации. Затем в небе зажигаются зелёные огни, которые поднимают в воздух машины, здания вместе с Томми. Очнувшись, он видит себя связанным вместе с Джен и своим дедом Эниси внутри гигантского космического корабля пришельцев-захватчиков. После доставки на корабль эту троицу в числе многих других пленников повезли сквозь пространство корабля. Неожиданно раздается взрыв, который подстраивает незнакомец. Томми удаётся выбраться из оков пришельцев, и он начинает отважный путь к спасению Дженни и всей человеческой расы.

10. Bioshock: Infinite — Похищение

124902-image.jpg

Знакомый всем сюжет: некто похищает женщину (ничего о похищении не знающую, либо наоборот — давно ожидавшую освобождения). Правда, в некоторых сюжетах похищенными могут оказаться дети или мужчины. Но как правило, их крадут с целью выкупа. Частным случаем похищения может считаться спасение — то есть похищение товарища или друга из плена или тюрьмы.

Элементы сюжета:

  1. похититель;
  2. похищаемый;
  3. охраняющий.

В 1912 году частного детектива Букера Девитта доставляют на остров с маяком недалеко от побережья штата Мэн двое эксцентричных заказчиков — Роберт и Розалинда Лютес, которые поручают привести им девушку по имени Элизабет в обмен за оплату всех его долгов. Букер поднимается на вершину маяка, где обнаруживает устройство — кресло в капсуле с ракетными ускорителями, доставляющее его в Колумбию — утопический летающий город. На своем пути Букер вступает в конфликт с властями города, солдатами, повстанцами, а также главным охранником Элизабет — «Соловьем».

11. Portal — Загадка 

125319-Portal_2_Concept_Art_Test_Shaft_0

С одной стороны, в сюжете присутствует сила, которая задает загадку, а с другой — герой, который пытается ее разгадать. Классическим случаем являются знаменитые загадки Сфинкса, но есть еще масса вариантов, где под страхом смерти нужно разыскать некий предмет или человека, получить доступ к важной, но тщательно скрываемой информации. Вообще, ситуации с загадкой хорошо притягивают внимание читателя, играя на его любопытстве. Писатели часто пользуются этим приемом, в результате чего вокруг этого типа ситуаций образовались целые жанры — например, детективный, где загадка является движущей силой всего произведения.

Элементы сюжета:

  1. задающий загадку или что-либо скрывающий;
  2. стремящийся разгадать загадку;
  3. загадочное (предмет загадки).

В игре Portal нам предстоит взять на себя роль Челл, молодой девушки, запертой в лабораториях Aperture Science. Ей предстоит решать разные головоломки в специальных камерах, собранных безумным искусственным интеллектом под названием ГЛаДОС. Для прохождения тестов Челл использует портальную пушку, разработанную Aperture Science, которая предназначена для создания разрывов в пространстве, названных порталами. С помощью неё нам и нужно будет узнать «Is the cake a lie?» 

12. Super Mario Bros — Достижение

125411-SI_3DSVC_SuperMarioBros.jpg

Вбирает в себя множество историй, различающихся и по цели достижения (богатство, положение, согласие на брак и т.д.), и по средствам (силой, хитростью, красноречием, обманом).

Элементы сюжета:

  1. герой, стремящийся чего-либо достичь;
  2. цель достижения;
  3. сторона, противодействующая достижению.

Главный герой — это водопроводчик Марио (в режиме для двух игроков появляется Луиджи), который должен уничтожить Боузера и спасти принцессу Пич. В путешествии по Грибному королевству Марио предстоит уничтожать врагов на своём пути и собирать бонусы.

13. Devil May Cry 3: Dante’s Awakening — Ненависть к близким

125553-13.jpg

Люди, которые по воле судьбы вынуждены находиться бок о бок, нередко испытывают друг к другу неприязнь. Вариантов сюжета масса: ненависть между братьями, тещей и зятем, мачехой и падчерицей, отцом и сыном и т.д.

Элементы сюжета:

  1. ненавидящий;
  2. ненавидимый;
  3. причина ненависти.

У главного героя игры Данте есть брат-близнец — Вергилий. Обоих братьев воспитывала их мать по имени Ева, обычный человек. Когда Спарда отсутствовал, на его семью напали Мундуса, в ходе которого Ева погибла. Это событие повлияло на выбор Данте основного занятия, избравшего стезю охотника на демонов. Позже Данте часто сходился со своим братом Вергилием в жестоких схватках. Причиной тому был выбор Вергилием другого пути в жизни — он хотел больше силы, ища для этого любые знания о своём отце и его мече Грани Силы (Данте, в отличие от Вергилия, вполне довольствовался тем, что он получеловек-полудемон). Во время событий Devil May Cry 3: Dante’s Awakening братья надолго расстались — Вергилий потерпел поражение в очередной схватке с Данте (сражение происходило в мире демонов) и прыгнул в пропасть

14. Overwatch — Соперничество близких

125710-14.jpg

Здесь речь идет исключительно о соперничестве, а не о ненависти. Накал страстей не столь велик, но это не должно нас смущать: нередко самые простые житейские ситуации вызывают больший интерес, чем очередное спасение мира. Речь может идти о соперничестве сестер или братьев, матери и дочери, отца и сына. Предмет соперничества также может быть разный — наследство, расположение старших, женщина. И если вышеописанный вариант ненависти между близкими является наиболее подходящим для драмы, то в этом заложены более широкие и разнообразные возможности.

Элементы сюжета:

  1. один из близких;
  2. другой близкий;
  3. предмет соперничества.

Во вселенной Overwatch история двух братьев Хандзо и Гэндзи очень сильно выделяется. Судьба вышеупомянутых персонажей начинает радикально меняться со дня, когда Хандзо узнает о том, что Гэндзи не желает принимать активное участие в развитии криминальной империи умершего отца. Через некоторое время очередная словесная перепалка родственников перерастает в драку и бесконечное соперничество.

15. Grand Theft Auto V — Адюльтер, приводящий к трагедии

135859-maxresdefault.jpg

Отличная почва для драматической истории. Здесь может быть убийство неверной жены и любовника, убийство мужа. Есть и необычный вариант: убийство любовника женой ради сохранения брака. Как бы то ни было, во всех случаях очень высокий драматический потенциал.

Элементы сюжета:

  1. нарушитель супружеской верности;
  2. обманутый супруг;
  3. любовник или любовница.

Жизнь Майкла в Лос-Сантосе со временем превратилась в кошмар на яву. Герой разочарован тем, что ему пришлось отказаться от преступного прошлого ради семейнего счастья, которого он когда-то хотел. Теперь он тратит время за выпивкой либо в бассейне, игнорируя семью и становясь эгоистом. Из-за этого повзрослевшие дети перестали уважать отца. Брак Майкла трещал по швам. Однажды Аманда поймала Майкла на измене со стриптизёршей и в отместку стала встречаться с несколькими мужчинами и спустила деньги на пластические операции. В одной из первых миссий Майкл обнаруживает тренера жены вместе с ней в одной постели. Тот сбегает через балкон. К счастью, на помощь Майклу приходит его напарник Франклин, который решает помочь поймать и наказать тренера. Неожиданно эта поездка оборачивается серьезной проблемой и встречей с мексиканским мафиози Мартином Мадрасо...

16. Дилогия Kane and Lynch — Безумие

135918-16.jpg

Такой сюжетный ход, способен сделать из банальной истории нечто совершенно неожиданное. Чем так хорошо безумие? Его действия не нуждаются в логическом оправдании. Поэтому безумный персонаж способен совершать любые поступки без должной мотивации и цели. Если речь идет о сугубо драматической истории, то это может быть убийство близкого в припадке безумия или уничтожение произведения искусства или чьей-то работы. Вариантом безумия может служить также алкогольное или наркотическое опьянение и действия, совершенные под его влиянием.

Элементы сюжета:

  1. безумный;
  2. жертва впавшего в безумие;
  3. реальный или мнимый повод для безумия.

Определенную симпатию вызывает потрепанный судьбой Линч из дилогии Kane and Lynch. Немолодой гангстер в попытках наладить жизнь проходит с товарищем Кейном через массу передряг. Однако приступы агрессии и провалы в памяти делают из Линча непредсказуемого и опасного персонажа. Нескольких убитых заложников Линч объясняет просто: «У меня запотели стекла в противогазе, и я психанул...».

17. Spec Ops: The Line — Фатальная неосторожность

135932-17.jpg

Главными элементами ситуации являются неосторожный герой или и последствия его поспешных действий. Последствиями могут стать разрушенная судьба самого героя, смерть близких, и убытки, причиненные окружающим. Обычно в подобный сюжет писатели добавляют подстрекателя (как в случае с Евой и запретным плодом) или доброжелателя, предупреждающего героя о возможных неприятностях. 

Элементы сюжета:

  1. неосторожный;
  2. жертва неосторожности или потерянный предмет;

Главный герой Мартин Уокер, командир «Дельты» прибывает в город. Команда сталкивается с вооруженными бандитами, а затем с бойцами 33-го батальона. В городе идёт война между вооруженными дубайцами и американскими солдатами, и обе группировки враждебны к новоприбывшим. Диджей, бывший журналист, примкнувший к 33-му батальону, выступает по радио, обвиняя местных в нарушении перемирия. Двигаясь по следам агентов ЦРУ, бойцы «Дельты» пытаются прорваться в здание под названием «Врата». Они используют миномет с фосфорными боеприпасами, чтобы одолеть превосходящие силы противника, но после обстрела обнаруживают, что вместе с вражескими солдатами сожгли заживо 47 мирных жителей. С этого момента начинается путь саморазрушения и главного героя.

18. Fire Emblem Awakening — Невольное преступление любви

135943-18.jpg

Сюда относятся ситуации, в которых любовная связь оборачивается преступлением, совершенным по незнанию. Самым распространенным случаем здесь будет невольное кровосмешение: связь сына и матери, брата и сестры. Возможны более спокойные варианты, когда один из любовников оказывается супругом близкого родственника или друга.

Элементы сюжета:

  1. любовник;
  2. любовница;

В игре Fire Emblem Awakening есть возможность заниматься сводничеством персонажей, которые являются друг другу родственниками. Например, можно свести двоюродных брата и сестру — Ована и Люсину. А в американской и европейской версиях этот момент подвергся цензуре, и они названы «компаньонами».

19. BioShock — Невольное убийство близкого

135952-19.jpg

Герой убивает другого персонажа, а затем узнает в нем родственника или раскрывает семейную тайну. Примеры: убийство отца, брата и т.д.

Элементы сюжета:

  1. убийца;
  2. неузнанная жертва
  3. разоблачение, узнавание.

Игра начинается в 1960 году, когда самолет главного героя падает в Атлантический океан. Будучи единственным выжившим, Джек плывет к маяку, в котором спрятан вход в Восторг. В этом подводном несбывшемся раю на контакт с Джеком выходит Атлас —дружелюбный парень, который помогает вам перемещаться по искаженному миру в обмен на спасение своей семьи. Родные Атласа оказались в ловушке, казалось бы, злобного Создателя Восторга Эндрю Райана

Когда мы находим Райана в его кабинете, он рассказывает нам, что знал о плане Атласа раньше, чем тот заявил, что является отцом Джека. На самом деле Атлас — известный гангстер по имени Фрэнк Фонтен, который забрал Джека у его матери, когда он был ребенком, и держал его как секретное оружие против Райана. А все «любезности» на самом деле были механизмами для управления Джеком, заставляя его делать то, что хотел Фонтен. И дабы доказать это, Райан манипулируя все теми же словами, просит убить себя. Джек повинуется, и убивает своего родного отца

20. Mass Effect 3 — Самопожертвование ради идеала

140001-20.jpg

Сюжет может принимать различные варианты: от пожертвования собственным благополучием и богатством до жертвы жизнью во имя идеалов. Таким идеалом может быть долг или обещание, твердые убеждения или истовая вера. Автору приходится сильно постараться, чтобы показать читателю мотивацию и глубину эмоциональных переживаний героя, решившегося на самопожертвование. Без должного изображения этих элементов сюжет теряет львиную доля своей драматичности.

Элементы сюжета:

  1. герой, жертвующий собой;
  2. идеал;
  3. приносимая жертва.

Чтобы спасти вселенную, Капитан Шепард использует Горн, чтобы уничтожить всю синтетическую жизнь в Галактике, включая гетов и СУЗИ. Горн выпускает красный луч, вызывая большой взрыв на Цитадели. Импульс проходит по Земле, а затем по всем ретрансляторам и мирам. К радости бойцов сопротивления, Жнецы падают замертво. Шепард, будучи наполовину синтетиком, также погибает.

21. Call of Duty: Infinity Warfare — Самопожертвование ради близких

140012-21.jpg

Еще один вариант самопожертвования — более житейский и понятный. И если в предыдущем случае от автора требовалась определенная скрупулезность в обрисовке мотивов характера, то здесь многое ясно уже само по себе. И опять же — на кону стоит жизнь, честь, благосостояние, брак и прочие ценности.
Элементы сюжета:

  1. герой, жертвующий собой;
  2. близкий, ради которого совершается жертва;
  3. то, что герой приносит в жертву.

Понимая, что команде не удастся вернуться на Землю живыми, Рейес собирает выживших членов экипажа Возмездия и ведёт их окончательному отчаянному нападению на верфь. Большая часть выжившей команды убита в бою, но Солтер удается командовать эсминцем SDF. Однако его оружие отключено, а швартовые зажимы заблокированы. Итан жертвует собой, чтобы уничтожить причалы, в то время как Рейес активирует оружие разрушителя и приказывает Солтер уничтожить станцию, несмотря на то, что он сам находится на ней. Солтер неохотно открывает огонь, выталкивая Рейеса в космос. В последние минуты Рейес видит, что судовая верфь SDF взрывается, после чего его самого смертельно ранит осколками. 

22. Disciples — Жертвование всем ради страсти или любви 

140116-3a04442d72e435e7d0a6b9ad98376a637

Отличный сюжетный ход, толкающий историю в русло любовного романа. Конечно, главные вариации здесь — это принесенные в жертву богатство, честь, целомудрие или жизнь ради любви к роковой женщине. Но страсть возможна и совершенно к другим вещам (вину, игре), и она способна потребовать для себя те же самые жертвы. 

Элементы сюжета:

  1. влюблённый;
  2. предмет роковой страсти;
  3. то, что приносится в жертву.

Богиня жизни Солониэль ради любимого ею Галлеана была готова на всё. Результатом первой кровавой стычки гномов и эльфов, произошедшей случайно, стала ссора божеств каждой из рас. Вотан вырвал сердце из груди Галлеана и зашвырнул на солнце, Солониэль, не раздумывая, кинулась следом, спасла сердце, но получила столь ужасные ожоги, что верные последователи величают её не иначе как Безмясой богиней. К несчастью, Галлеан всё равно умер. Солониэль обезумела и обратилась богиней смерти Мортис.

23. Grand Theft Auto 4 — Пожертвовать близким в силу необходимости

140134-23.jpg

Довольно распространенный мотив в прошлом, сейчас же применение его весьма ограничено. Слишком сложно подобрать и должным образом изобразить мотивацию герою, жертвующего близким ради общественного интереса, веры или каких-то иных убеждений. Подобные мотивы характерны скорее для исторической прозы, чем для литературы современных реалий.

Элементы сюжета:

  1. герой, жертвующий близким;
  2. близкий, приносимый в жертву.

Впервые GTA предлагает две различные концовки сюжета, которые зависят от последнего выбора Нико

Герой должен решить, стоит ли ему мстить Дмитрию Раскалову (в чём его поддерживает Кейт МакРири) или следует заключить с ним Сделку (на что согласен Роман).

В случае, если герой соглашается на сделку с Дмитрием, Нико с Филом Беллом едут на встречу. Хотя Раскалов не сдерживает свою часть уговора, герои в конце концов добывают деньги за наркотики. Кейт в ярости, потому что Нико её не послушал, и не идёт на свадьбу Романа. После торжественной церемонии, киллер, который должен был убить Нико, убивает Романа. Герой гонится за ним и убивает Раскалова. После этого, Нико говорит, что его душа очищена. 

24. Unreal Tournament — Соперничество

140144-24.jpg

Само по себе соперничество может быть равным (двух братьев за наследство, двух друзей за любимую и т.д.) или неравным (богатого и бедного, сильного и слабого). Оно может развиваться как между двумя людьми, так и между группами людей или даже целыми нациями и странами.

Элементы сюжета:

  1. соперники;
  2. предмет соперничества.

Конец XXIII века. Горнодобывающие компании подпольно проводят особые турниры, участники которых изничтожают друг друга на особых аренах, но после смерти тут же возрождаются, и побеждает набравший наибольшее число убийств. Так господа-капиталисты хотели снизить недовольство среди шахтеров на фабриках в глубоком космосе, ужасные условия труда на которых приводили к вспышкам насилия и даже кровавым восстаниям. В 2291 году корпорация «Лиандри» официально организует Большой турнир, который становится вполне законным времяпрепровождением.

25. Catherine — Адюльтер 

140155-25.jpg

В такой истории акцент может быть сделан как на переживаниях обманутого супруга, так и на чувствах нарушителя супружеской верности или даже третьего лица. История может принять ракурс как драматический, так и комический. 

Элементы сюжета:

  1. нарушитель супружеской верности;
  2. обманутый супруг;
  3. любовник или любовница.

Обычный парень по имени Винсент Брукс в свои 32 года не особо задумывается о создании семьи и живёт в своё удовольствие. Однако его девушка Katherine — куда более обстоятельна. Подруга непрозрачно намекает на свадьбу. Винсента подобные разговоры вгоняют в депрессию. В попытке развеяться и разобраться в навалившихся неурядицах он засиживается в баре с друзьями, рассуждает о «нелёгкой» мужской доле и прочих материях. В один из таких вечеров к нему подходит девушка по имени Catherine в вызывающе открытом наряде и садится рядом. Беседа быстро переросла в нечто большее. Утром потенциальный жених и примерный парень просыпается рядом с новой знакомой. Теперь к душевным метаниям прибавляется измена.

26. Alpha Protocol — Преступление любви

140205-26.jpg

Целая группа сюжетов, объединенных одним мотивом — любовью, приводящей к какому-либо преступлению. Драматизм этих ситуаций строится на столкновении светлого чувства любви с нарушением нравственных запретов или трагичными последствиями поступков.

Элементы сюжета:

  1. влюблённый персонаж;
  2. персонаж любимый.

В одном из заданий в Риме протагонисту дают выбор: спасти Мередит, с которой у него мог быть на тот момент роман, или предотвратить теракт, при котором погибнут сотни людей. Многие выбирают Мередит, хоть, что характерно, она сама от такого выбора не в восторге.

27. Call of Duty: Modern Warfare 2 — Узнавание о предательстве близкого

140213-27.jpg

Потенциально очень сильная драматическая ситуация, которая может усугубиться тем, что узнающий герой вынужден наказать или даже убить близкого, оказавшимся виновным. Вариантов масса: узнавание о бесчестии жены, матери или дочери; открытие факта, что брат, сын или близкий друг — убийца, и т.д. 

Элементы сюжета:

  1. узнающий;
  2. виновный близкий;
  3. вина.

Одна из лучших частей Call of Duty может похвастаться жестоким и непредсказуемым сюжетным поворотом. Можно много обсуждать действия генерала Гершель фон Шепарда — что-то оправдать военной необходимостью, а что-то жестоким характером. Но то, что он сделал с двумя последними выжившими героями этой сюжетной ветки вызывает шок. Когда мы доставляем ему электронный носитель с секретными данными, генерал Шепард вместо похвалы жестоко расправляется со своими солдатами — стреляет в живот Гоусту и убивает на наших глазах Роуча. После этого мы будучи ещё живыми, видим как тела сбрасывают в канаву, обливают бензином и он лично поджигает их.

28. Darkness 2 — Препятствие любви

140222-28.jpg

За многовековую историю эксплуатации этой темы ее вариантов придумано несметное множество. Это и брак, невозможный из-за социального или имущественного неравенства, расстраивающийся недоброжелателями или непреодолимыми обстоятельствами, и классическая история Ромео и Джульетты, где любви препятствует вражда семей, и более бытовой случай, где тяжелый характер самих влюбленных мешает их счастью. В общем, выбор огромен, однако подобрать что-либо оригинальное во всем этом многообразии не так уж и легко.

Элементы сюжета:

  1. любовник;
  2. любовница;
  3. препятствие.

Прошло 2 года после окончания первой части. За прошедшее время Джеки дорос до должности мафиозного босса и ввязался в полномасштабную войну между гангстерами — так что его «темные» способности будут весьма кстати. Новые враги, новые препятствия и условности. Но, одно не меняется для Джеки — это боль из-за утраты невесты Дженни. Джеки видит возлюбленную в иллюзиях, которые предстают перед ним в виде психиатрической больницы, танцев с возлюбленной, а также путешествии на вагонетке по «Тоннелю страха». Впрочем, при выборе одной из концовок герой может успокоить свою душу и остаться с Дженни в своих иллюзиях навсегда.

29. Detroit: Become Human — Любовь к врагу

140231-29.jpg

Одна из разновидностей предыдущей ситуации, но содержащая, тем не менее, более сильный драматический потенциал. Здесь, конечно, кроме самих личностей влюбленных или друзей крайне важна причина, по которой они являются врагами. Классическим вариантом этой истории является уже упомянутая выше трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».
Элементы сюжета:

  1. враг;
  2. любящий или уважающий врага;
  3. причина, почему они являются врагами.

В начале игры один из героев сюжетной линии Коннора по имени Хэнк предстает очень агрессивным, неприятным и постоянно ворчащим стариком. Вначале он не хочет общаться ни с кем, кроме бармена. Он часто срывается на Коннора, едва сдерживаясь, чтобы не побить напарника. Идея работы вдвоем с «пластиковым уродом» ему противна. Он явно чувствует неприязнь к андроидам. И на это есть причина. В 2035 году случилась трагедия: мальчик попал в аварию, и ему срочно требовалась операция. Данную процедуру пришлось выполнять андроиду, так как обычный врач в тот день пребывал в наркотическом опьянении от Красного льда. К сожалению, операция прошла неудачно, и Коул не выжил. Андерсон пристрастился к спиртному и стал вести себя непредсказуемо, а зачастую и безрассудно, за что получил ряд выговоров и дисциплинарных взысканий. Однако в дальнейшем он раскрывается как чуткий, веселый и очень преданный человек. Если игрок сможет выстроить дружбу между Хэнком и Коннором, то станет видно, как Андерсон по-своему беспокоится о состоянии андроида. В самой хорошей концовке два детектива обнимутся и предстают настоящими друзьям.

30. Portal 2 — Властолюбие

140240-30.jpg

Истории подобного плана в большей степени основаны на характере самого героя, а не на окружающих обстоятельствах. Автору следует постараться, чтобы создать правдоподобный образ властолюбца, готового пойти на преступление или предательство ради достижения собственных целей. И, конечно, для создания конфликта необходима противоборствующая сторона, которой стремится укротить властолюбца.

Элементы сюжета:

  1. властолюбец;
  2. цель властолюбца;
  3. соперник.

Во время приключения по ловушкам и испытаниям главной героине и Утили удаётся помочь подруге сбежать. Они решают уничтожить GLaDOS и провоцируют выпуск бракованных турелий. Друзья уничтожают запасы нейротоксина, чтобы лишить GLaDOS этого оружия. Пытаясь убить беглянку, GLaDOS сначала активирует роботов, но, видя, что они бесполезны, пытается выпустить нейротоксин. Вместо этого появляется Уитли, и Челл заменяет личностный модуль суперкомпьютера на нее при помощи «кнопки выхода из безвыходной ситуации». Став почти всесильным, Уитли сначала намеревается отпустить Челл (как и обещал), но затем резко меняет своё мнение и решает уничтожить её вместе с GLaDOS. В порыве ярости он ломает лифт, в котором находились Челл и модуль GLaDOS. Они падают в один из туннелей, построенных во время основания лаборатории, однако обеим удаётся выжить.

31. God of War — Борьба против Бога

140259-31.jpg

Богоборчество в классификации Польти — одна из самых редких идей. В этом ее огромное преимущество. Что касается самой ситуации, то в ней подразумевается не только сражение против бога или судьбы, но и, например, борьба против самой веры, против верующих в бога. В общем, это тема для большого и серьезного произведения, способного затронуть целый пласт культурных и моральных проблем.

Элементы сюжета:

  1. человек;
  2. бог;
  3. повод или предмет борьбы.

Главный герой Кратос — спартанский воин, служащий олимпийским богам. По наставлению богини Афины, Кратос должен уничтожить текущего Бога войны Ареса, чтобы получить прощение олимпийских богов. Кратос соглашается, поскольку Арес причастен к убийству семьи главного героя. Чтобы остановить могущественного бога, Кратос отправляется в опасное путешествие, дабы заполучить легендарный ящик Пандоры.

32. Detention — Ревность и зависть

140309-32.jpg

Такой тип сюжета скорее относится к категории житейских, понятных любому человеку. От автора требуется вдумчиво поработать над слагаемыми ситуации, в особенности важен повод к зависти или ревности, и, конечно, мотивы действующих лиц конфликта.

Элементы сюжета:

  1. ревнивец или завистник;
  2. предмет его ревности или зависти;
  3. предполагаемый соперник;
  4. повод к зависти, ревности.

В игре мы встречаем влюбленных Рей и Чанг. Свои отношения они держат в секрете, поскольку любовь между взрослым человеком и школьницей противоположит идеологии государства. Также Чанг занимается контрабандой книг для нелегального школьного книжного клуба. Главой клуба является учительница Инь Цуй Хань, которая, узнав о тайной связи Чанга и ученицы, советует ему срочно все прекратить. Ведь если Чанга поймают, правительство также узнает и о клубе, — тогда они могут попасть в тюрьму за распространение незаконной литературы. Учитель решает прекратить опасные отношения. Рей узнает о разговоре и теперь винит Инь в их разрыве с Чангом. За это девушка решает отомстить учительнице. В порыве гнева, Рей рассказывает администрации о незаконном читательском клубе. 

Затея Рей имеет куда более серьезные последствия, чем она могла предположить. Мистера Чанга арестовывает, а за тем казнят. Учительница Инь в страхе разделить судьбу Чанга, бежит из страны. Всех членов клуба арестовывают. Сама же Рей становиться героем в глазах администрации школы, и получает награду за заслуги перед страной, но из-за чувства вины она совершает самоубийство.

33. Dishonored — Судебная ошибка

140318-33.jpg

Здесь один из персонажей становится жертвой судебной ошибки (которая может быть непреднамеренной, а может и подстроенной неким недоброжелателем), присутствует лицо, данную ошибку совершающее, а также настоящий преступник. И все они, безусловно, испытывают огромные переживания по поводу случившегося — именно в этом мне видится серьезный источник драматизма подобных историй. От того, сможет ли автор раскрыть его в должной мере, во многом и будет зависеть успех всей задумки.

Элементы сюжета:

  1. жертва ошибки;
  2. предмет ошибки;
  3. истинный преступник.

После возвращения из морского путешествия, целью которого являлся поиск помощи в борьбе с чумой, Корво Аттано направляется в башню Дануолла, где встречается с императрицей. После этого на них нападают убийцы во главе с Даудом, которые, нейтрализовав Корво, убивают императрицу и похищают её дочь. Приближённые императрицы застигают Корво возле окровавленного трупа, и бросают того в темницу. Лорд-защитник, незаслуженно обвинённый в её убийстве, жаждет отомстить предателям и их предводителю, ставшему регентом.

34. Heavy Rain — Угрызения совести

140328-34.jpg

Вероятно, лучшая основа для психологической драмы. Герой совершает преступление или допускает ошибку, а дальше запускается жестокий механизм самобичевания, приводящий героя к глубокому и неразрешимому внутреннему конфликту. Безусловно, один из лучшего образцово использования данной ситуации — роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Элементы сюжета:

  1. виновный;
  2. ошибка или жертва виновного;

Весь основной сюжет Heavy Rain начинается со вступления, где игрок играет за Итана Марса, в жизни которого наступила трагедия: его 10-летний сын Джейсон отделился от него, когда они были в большом универмаге, вышел на улицу и перешел через дорогу на другую сторону. Когда отец наконец его нашел, мальчик побежал ему на встречу, и в этот момент на него понеслась машина. Итан пытается его спасти, но все заканчивается неудачно, и Джейсон погибает, а сам Итан впадает на полгода в кому. Проходит два года. Итан винит себя в смерти сына и находится в состоянии сильной депрессии, что приводит к его разводу с женой и к тому, что его другой сын Шон, с которым Итан видится только по выходным, совсем в нем разочаровывается. С того дня Итана мучают страх перед толпой и провалы в памяти, которые длятся по нескольку часов.

35. Uncharted 4: Путь вора — Потерянный и найденный

140338-35.jpg

Сюжет, в котором человек пропадает при загадочных обстоятельствах. Его нужно отыскать, и, разумеется, по пути разобраться, что же стало причиной исчезновения. Здесь, помимо вполне предсказуемого приключенческого начала, сильна и роль загадки. Таким образом, история потерянного персонажа вполне может содержать в себе дополнительные детективные ноты.

Элементы сюжета:

  1. потерянный;
  2. нашедший.

Спустя несколько лет после своего последнего приключения, Натан Дрейк перестаёт заниматься поиском сокровищ и начинает обычную жизнь со своей женой Еленой Фишер, но, вдруг объявляется давно потерянный брат Сэм (который ранее считался мёртвым) и ведает Натану о легендарных пиратских сокровищах, из-за чего, ему приходиться вновь вернуться в мир воров.
Натан отправляется в захватывающее путешествие по всему миру в поисках легендарных сокровищ. Ставки невероятно высоки. Новое приключение подвергнет серьёзному испытанию Нэйтана, чтобы он вновь обрел брата и семью.

36. The Darkness — Потеря близкого человека

140349-36.jpg

Последняя в списке Польти драматическая ситуация тоже очень часто эксплуатируется современными авторами. Здесь объединены все сюжеты, в основе которых лежит смерть или потеря близких людей. Разумеется, обстоятельства этой потери целиком и полностью отданы на откуп автору, и конечно, от того, как он поработает в этом направлении, и будет зависеть успех самой истории. Весьма распространен случай, когда автор преднамеренно делает героя свидетелем гибели близких.

Элементы сюжета:

  1. погибший близкий человек;
  2. потерявший близкого человека;
  3. виновник гибели близкого человека.

Главный персонаж игры — Джеки Эстакадо, профессиональный киллер, племянник главы влиятельного мафиозного клана, Поли Франчетти. После смерти своих родителей Джеки попал в приют, откуда его взял в «семью» дядя Поли, чтобы сделать из Джеки профессионального киллера. В день своего 21-летия Джеки становится объектом преследования своего дяди, который решил, что Джеки стал претендовать на роль главы «семьи», поэтому Франчетти подстраивает ему ловушку, из которой Джеки удается выбраться. 

Люди дяди Поли следуют за Джеки по пятам, что не мешает ему в отместку за преследование постоянно нарушать планы своего дяди. В итоге Франчетти убивает на глазах Джеки его возлюбленную Дженни. Именно с этого момента и начинается сама завязка для истории Джеки и его могущественной темной силы.

banner_st-column_popilius51_36stories.jp


Современную игровую индустрию можно смело называть правопреемницей старой школы драматургии. С каждым годом создаются всё больше новых шедевров сюжетной мысли, многие из которых навечно западают в сердца и остаются в нашей памяти. Остаются не благодаря только геймплею или дизайну, но уникальной истории, которая увлекательно рассказана нам авторами. 

А что для Вас идеальный игровой сюжет? Делитесь с нами в комментариях!

Popilius_51 в 14:16 08 дек 2018

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • maximus388 08 дек 2018 14:59:10

    так уже десяток лет спорят, являются ли видеоигры искусством наряду с литературой и кино, по-моему вполне, ведь они совмещают элементы и того и другого, добавляя сверх этого интерактив.

    и при таком раскладе привязать сюда драматические ситуации проще простого, большинство из них вообще известны с античных времен, но игра это не только сюжет, который тебя к финалу по рельсам ведет, важно как ты себя в этом сюжете чувствуешь, можешь ли на него повлиять или увлеченно глубоко погрузиться в определенную роль, реализовать это удается немногим, а уж удивить и вовсе единицам, если конечно игра вообще предполагает сюжетную ориентированность, а не создана в качестве канвы для обычного развлечения.

    спасибо за интересную статью, странно только, что в таком длинном списке не нашлось места ни для одной игры от Кодзимы, он как никто другой впитывает все интересное и медийное вокруг, потом пытается создать оригинальный и в то же время актуальный игровой сюжет.

  • Popilius_51 08 дек 2018 15:32:36

    @maximus388 Спасибо за отзыв! Но мы же все знаем, что Коджима сан и его талант вне всяких систем :) В любом случае, предлагайте где Вы видите и его творения

  • Skat_N1 08 дек 2018 15:51:35

    О Fire Emblem:

    Автор забыл упомянуть, что на родине этой игры — в Японии, родственники во втором поколении (двоюродные) вольны иметь интимную связь на законодательном уровне. Считается, что это достаточно дальнее родство, чтобы не передать потомку проблемы со здоровьем, как например при рождении ребёнка от родного брата. Таким образом даже решается демографический кризис страны. Все в плюсе.

  • Popilius_51 08 дек 2018 16:03:49

    @Skat_N1 Статья про сюжеты в играх, но спасибо за культпросвет)

  • maximus388 08 дек 2018 17:12:38
    Popilius_51 в 15:32 08 дек 2018 сказал:

    @maximus388 Спасибо за отзыв! Но мы же все знаем, что Коджима сан и его талант вне всяких систем :) В любом случае, предлагайте где Вы видите и его творения

    вот это "вне всяких систем” всегда интереснее, как по мне, но каким бы не была завязка сюжета, главное интрига, без этого двигателя точно никуда, да, и сюжеты все чаще становятся многогранным и комплексным, включая сразу несколько изложенных вариантов, вот и Кодзима явный тому пример, это же он одним из первых стал закладывать в игры глубокую сюжетную составляющую и посыл, поднимая актуальные взрослые философские темы.

    у меня сегодня голова плохо варит, сложно все по полочкам систематизировать, но вот MGS 3: Snake Eater одна из лучших его игр вполне подходит под описание и соперничества, достижения, самопожертвования и без любви конечно никуда, вообще очень яркий финал, который в свое время сильное впечатление на меня произвел, не хочется даже разбирать эти эмоции, личную драму персонажей, патриотизм и ведь все это было подано с той самой интригой.

  • FooS 08 дек 2018 19:27:49

    Спасибо за статью! Для меня всегда сюжет в играх стоит на первом месте.

  • alexey89 08 дек 2018 21:42:45

    Сюжет дело хорошее... Но я считаю, в играх первым делом важен геймплэй а потом уже сюжет. Игры на то и игры, что бы игрок чувствовал себя причастным к происходящему на экране, а не тупо нажимал кнопочку и ехал по рельсам к концу сюжета. Чем больше свободы игроку, тем лучше.

  • romka 08 дек 2018 22:26:44

    Для меня единственной игрой, в которой развитие сюжета/персонажей шло не лишь в кат сценах, но посредством геймплея — это The Last Guardian (смотрел прохождение). Здесь, в геймплее игрок добивается, не только пресловутого преодоления преград/пути из точки “А” в точку “Б”. Но так же, прямо на глазах игрока происходит развитие главных персонажей, связи между ними, дружбы, взаимопонимания и пр. Это фантастика, чего удалось добиться разработчикам — механикой закрепляются чувства. В остальных играх (которые пробовал или смотрел) в геймплее всё происходит схематично, банальным выбором игрока или вообще, геймплей ради геймплея, для увеличения продолжительности игры.

  • Popilius_51 08 дек 2018 22:40:23

    @alexey89 полагаю, Вам очень понравился последний Black Ops :)

    @FooS всегда пожалуйста!

    @romka отличный пример нетривиальной подачи сюжета

  • Celeir 08 дек 2018 23:41:31
    Popilius_51 в 14:16 08 дек 2018 сказал:

    Галлеан всё равно умер

    Очень даже выжил, богиню свёл с ума как раз его отказ

  • Владислав Иванников 09 дек 2018 05:34:13

    Спасибо огромное за статью. Всегда хотел увидеть, прочитать что-нибудь подобное. Но не подразумевал, что это можно сделать применительно не к фильмам, а играм. Даже немного с опаской читал абзацы, некоторые фрагменты решил пропустить и приобрести для начала игры.

  • alexey89 09 дек 2018 12:55:17
    Popilius_51 в 22:40 08 дек 2018 сказал:

    @alexey89 полагаю, Вам очень понравился последний Black Ops :)

    @FooS

    @romka

    А при чём тут блэк опс последний? Колда это типичный шутан, а шутанов я ещё в начале 2000ых наигрался вдоволь. Я имел ввиду игры, где ставка сделана на проработанный геймплэй, потом уже все остальное... А не игры где есть какой никакой геймплэй и это всё что в них есть.

  • aimqiz 28 дек 2018 13:52:55

    Хорошая работа.

  • Оставить комментарий