Kingdom Come: Deliverance нисколько не похожа на все стандартные RPG, что свежо и нетривиально. Но не всем, далеко не всем это приходится по вкусу — особо лютый баттхёрт испытывают почему-то не обладающие каким бы то ни было вкусом к ролевым играм. Игру усложнили всякими хардкорными мелочами, и теперь она похожа на злостный «выживайвл» в суровых славянских условиях. Да, полный безоговорочный реализм во всём.
«Киберспорт» — термин настолько от меня далекий, что придумать вступление к данному материалу было чрезвычайно сложно. Наверняка кто-то из вас следит за этой бурно развивающейся индустрией и даже в курсе, что на прошлой неделе состоялось несколько крупных турниров. «Крупных» — это значит, что на них выступали сильнейшие команды и боролись за призовые фонды, которым позавидуют многие соревнования по более привычным для меня видам спорта. Игнорировать означенную тему становится все сложнее: число дисциплин вроде и не меняется, но затрудненность понимания того, что вообще происходит во время матчей по Dota 2 или, там, League of Legends, заставляет хоть немного вникать в тему. Впрочем, далеко не только и не столько киберспорт имел место в Минске на выходных, но обо всем по порядку.
Помнится, когда я увидел анонс необычного проекта Fe, в моей голове пронеслись воспоминания о достаточно бесславном недавнем прошлом ее издателя — Electronic Arts. Вернее, как «бесславном»… С точки зрения продаж, у компании все было как раз отлично. Однако народ настолько устал от бесконечных сиквелов и стерильных блокбастеров под эгидой EA, что практически пошел на нее войной, позволив ей аж два раза победить в рейтинге худших компаний года. И когда-то даже я, человек, который вечно старается находить во всем что-то хорошее, не выдержал и выплеснул накопившееся недовольство в одном масштабном материале.
Бывает, собеседник уже закончил шутку, а ты всё ждёшь продолжения, думая: «Раз пока не было смешно, это явно не всё». Те же мысли роятся, пока играешь в Symmetry. Три строчки вступления, три подсказки к управлению, трое выживших и локация, полезная площадь которой вмещается в один экран. Неплохо для старта, но поверить, что это вообще вся игра, очень сложно. Уже готов поверить, что студия Sleepless Clinic могла связать отдельные прохождения в нечто большее, что успехи первого захода как-то повлияют на второй. Но чего нет, того нет.
С первых же минут знакомства с Age of Empires: Definitive Edition возникает странное чувство… нет, даже не ностальгии, а именно что попадания в детство. На месте и старая-знакомая система «одиночных» юнитов, еще не объединенных в армии и сквады, как нынче принято, и заканчивающиеся ресурсы, и каменные постройки, созданные при этом исключительно при помощи дерева, а потому не стесняющиеся гореть от ударов стрел или меча, и родные сердцу пиксели, копошащиеся в ромбе-миникарте в правом нижнем углу экрана… И даже обновленная графика ничуть не мешает сложившемуся впечатлению: ведь тогда, в конце 90-х, оригинальная графика игры выглядела для нас примерно так же хорошо.
Бесила ли вас когда-нибудь игра? Вот чтоб вы запустили какой-нибудь заслуженный суперхит, через силу его начали и с каждой минутой вас заполнял гнев от того, что «здесь все не так»? У меня подобное случилось на прошлой неделе, когда я в первый раз запустил Kingdom Come: Deliverance. На PC, естественно.
В наших пенатах уже перебывало такое количество наушников, что сравнивать их становится все сложнее. А производителям в век тотальной открытости, когда практически любую информацию можно отыскать, посидев пару минут в поисковике, и вовсе не позавидуешь. Куча гиков вмиг разберут любое устройство на части, укажут на достоинства и недостатки каждой из них, а потом вдобавок посчитают стоимость частей, и выяснится, что устройство за $1000 должны продавать «долларов за 200, не больше». Что вокруг обман и среди китайских чудо-девайсов можно найти что-то, что будет работать ничуть не хуже брендового аналога. А уж когда большую цену просят за товар, сделанный и придуманный в Китае, пиши пропало. До сих пор сообщество почему-то считает, что китайские бренды, какими бы старыми и заслуженными они ни были, это синоним ширпотреба. Ну или дорогого ширпотреба.
Ох и насыщенным же выдался 2017 год! Он стал для меня самым ярким в индустрии за последнее десятилетие: полно крутых ААА-проектов, неожиданных сюрпризов, увлекательных инди. Хотя и без разочарований не обошлось. В любом случае игр было столько, что некоторые ожидаемые релизы я и спустя месяцы никак не могу наверстать. До NieR: Automata вот только добрался!
Помните главную фишку Until Dawn — нелинейность? Главное меню The Inpatient обещает нечто грандиозное: тут даже отдельный пункт «Эффект бабочки» есть! На деле же я, пройдя игру два раза, не увидел никакой разницы от выбора разных вариантов в диалогах или в действиях персонажей. Вот вообще. Игра никак не меняется, если не считать малозначительные изменения в репликах или ничего не значащие смерти статистов. Возможно, я что-то делал не так (на это намекает число оставшихся неоткрытыми «трофеев»), но за пару прохождений я излазил все что только можно.
Последние несколько лет игры приходят в мою жизнь безо всякой системы. Я почти не слежу за новостями и датами релизов. Жду три игры в год, но не всегда в них играю — иногда лень, иногда жалею денег, а иногда просто некогда. Например, в 2017 году я ждал NieR: Automata, Persona 5 и Wolfenstein 2: The New Colossus. В первые две я поиграл, а в третью — нет. Из «Вульфа» я видел только отрывки на YouTube и даже не знаю, когда сяду поиграть. Может, в январе. А может, в июле. Почти всё, что я прохожу, это игры, которые мне случайно дали на обзор или которые я, опять же случайно, увидел в магазине Steam. Так что итоги у меня странные. Даже для меня самого.
Подводить итоги года — задача непростая. По крайней мере, для меня. Из года в год игры приносят все меньше крупиц простого человеческого счастья, которых и без того негусто по сравнению с целым озером удовольствия из детства и юности.
С прочими эмоциями, увы, аналогичная ситуация. С каждым годом не только ты удивляешься все меньше (что, конечно же, печально), но и разочаровать тебя становится все труднее — потому что ты уже ничего не ждешь и давно привык к различным подвохам от любого проекта на горизонте.
Впрочем, сейчас я не стану лить слезы по безвременно ушедшему счастью — это целое непаханое поле для отдельной статьи. Вместо этого постараюсь собраться с мыслями и перечислить все хорошее и плохое, что запомнилось мне в уходящем 2017 году.
Оборотная сторона
Начать стоит с негативных эмоций — неохота ими заканчивать предновогодний, по сути, материал. В жизни и без того немало горестей и разочарований, и хотя бы перед Новым годом хотелось бы оставить после себя какой-нибудь пусть маленький, но позитив (наивно, знаю).
Понятное дело, что это только мои мысли и только мой выбор. Потому не стоит расстраиваться, если где-то мои слова покажутся вам излишне мрачными или наоборот. На вкус на цвет, как известно, все фломастеры разные.
Пожалуй, главное разочарование года — Mass Effect: Andromeda, которая на момент написания статьи уверенно лидирует в соответствующем голосовании, — как-то неожиданно прошла мимо меня. После достаточно трудного знакомства с трилогией Mass Effect, где на одну только вторую часть было потрачено 215 часов (а на третью — все 282, и я все равно остался недоволен своим выбором), тратить свое время еще и на новое приключение в данной вселенной не особо хотелось. Благо в игре сомневались еще на момент разработки — а уж что творилось вокруг нее после релиза, вы все и так знаете.

Все-таки Andromeda стоит поблагодарить — хотя бы за то количество мемов, что она породила.
Тем не менее, если бы я все-таки решил лично познакомиться со спорной ролевой игрой от BioWare, то наверняка не был бы в такой дикой ярости, в какой пребывали многие игроки в момент ее выхода. Подтверждением служит тот факт, что спустя время в сети нет-нет да и появляются положительные отзывы: видимо, пелена от разочарований спала, плюс разработчики выпустили весомые патчи, поправившие часть недочетов. Ну и в целом, наверное, многие пользователи просто успели лично распробовать проект, больше не оглядываясь на единый негативный порыв.
Главным же персональным разочарованием года для меня стала Call of Duty: WWII. Как я уже говорил, с годами перестаешь верить и разработчикам, и в банальное чудо, но где-то внутри тебя все равно остается наивный ребенок, который тихонько лелеет надежду на лучшее.
История, как известно, движется по спирали. В середине двухтысячных все плевались от игр на тему Второй мировой и кричали, что желают чего-то большего. Демиурги нехотя подчинились и вывалили на аудиторию скопище самых разных проектов, посвященных то современным конфликтам, то войнам далекого будущего. Забавно, что игроки недолго оставались довольны новым порядком, о котором сами же просили, и их всеобъемлющее раздражение на этот раз росло значительно быстрее. Разработчики какое-то время вновь пытались не замечать скапливавшийся негатив, а когда до публичного взрыва оставалось недолго — все же подчинились и сменили курс. Шведы из DICE, к примеру, ушли в какие-то совсем уж радикальные дали, переоборудовав свой военный сериал Battlefield под поля Первой мировой. А вот товарищи из Raven Software и Sledgehammer Games повернули в сторону классической WWII, которая когда-то принесла серии Call of Duty мировую известность.
И в теории это все здорово. На момент анонса мне уже было наплевать даже на отсутствие русской кампании. Хотелось вновь очутиться на берегу Нормандии, как тогда, в первой Medal of Honor, вновь стрелять из «Томпсона» и MP40 по нацистам, а еще — обязательно подбивать вражеские танки с ненавистной свастикой на борту. Авторы CoD: WWII как будто знали, на что давить, и потому показывали в роликах ровно то, что я хотел увидеть.

Арты и скриншоты у WWII, конечно, атмосферные. Жаль, что как раз с атмосферой в игре беда.
Когда игра вышла, я был сильно разочарован уже в самом ее начале. Ибо в наиболее зрелищном на сегодняшний день интерактивном аттракционе, где взрывы порой становятся чуть ли не главными героями, оные вдруг оказались хуже, чем были в середине двухтысячных. С ними все было настолько плохо, что я даже не поверил своим глазам и, свернув игру, полез искать решения в сети, полагая, что этого не могло быть и наверняка проблема крылась в моей системе или в невыставленном в нужном месте параметре. Но нет. Выяснилось, что позорные взрывы на самом деле просто были позорными.
Впрочем, техническая сторона — не главная проблема новой Call of Duty. На нее можно было бы закрыть глаза, будь у игры та самая вменяемая история про «братьев по оружию», о которой так громко кричали разработчики. Но ее не обнаружилось. Вместо цельного сюжета и адекватной драмы нам крупными мазками рисовали путешествие через войну одного небольшого отряда. Такое ощущение, что сценаристы, дав героям запоминающуюся внешность и куцую биографию, на этом успокоились и на них забили. А потому сочувствовать на экране было некому. Даже с учетом того, что речь шла про глупый и зрелищный блокбастер. Обкатанный в прошлом вариант, когда игра является бессвязным сборником различных сражений в разных уголках света с безымянными героями, на сей раз подошел бы куда лучше, чем этот глянцевый пшик.
Пинать данную игру можно еще долго — в том числе за отвратную техническую реализацию сетевого режима. Но я, пожалуй, переключусь и кратко пройдусь по другим разочарованиям года.
Именно таким стала скандальная Star Wars: Battlefront 2. И даже не столько из-за лутбоксов, сколько из-за того что это по-прежнему была упрощенная и красивая аркада, в которой имелись лишь намеки на полномасштабные сражения в далекой-далекой галактике. Не то чтобы я верил в какие-либо изменения на этапе разработки, но где-то в глубине души, как оказалось, я все равно на это надеялся. Увы, зря.
Подвела и невероятно красивая Inner Chains: сначала по техническим причинам (игра банально не хотела запускаться), а потом и по геймплейным. Демонстрируя безумно стильный и мрачный дизайн, она не имела ни вменяемых мира и сюжета, ни интересного геймплея. Зато каждый второй скриншот из нее можно смело ставить обоями на рабочий стол.

Это реальный игровой скриншот, снят лично мной в Inner Chains. Господи, ну познакомьте уже этих художников с нормальными геймдизайнерами и сценаристами!
Некоторые надежды возлагались на Shock Tactics (процедурная генерация карт! «Честные» пули из пушек, в отличие от XCOM!), но на деле игра вышла очень сырой, а дорабатывать ее разработчики не стали.
Остался осадочек и после третьего «Блицкрига». Имея на руках вполне неплохие системы глобальной войны и научно-технического прогресса, авторы не смогли реализовать главное, за что мы любили вторую и, конечно, первую часть, — проработанные до мелочей тактические сражения. Честное слово, куда более бюджетная и кривая в целом Syrian Warfare в плане тактики и стабильности игровых миссий выигрывала у «Блицкрига 3» практически всухую! Ну а если все же хочется Второй мировой, куда лучше обратить свой взор на другую игру, из серии бывшего конкурента — Sudden Strike 4, у которой упрощения тоже есть, но они не настолько масштабные, да и играть в нее заметно интереснее.
Еще одним разочарованием года стала стратегия Quarantine. Она очень перспективно выглядела в раннем доступе (этакий симпатичный гибрид X-COM и Plague Inc.), но разработчики почему-то не захотели как следует развивать свое детище и, внеся лишь несколько не слишком значительных изменений, поспешили выпустить проект в полноценный релиз.
Следует сказать несколько слов и о спорных играх. Например, о Warhammer 40,000: Dawn of War 3, которая, несмотря на потоки грязи со стороны общественности, мне вполне понравилась. И это при том что я обожаю цепляться к мелочам, обожаю жанр RTS и серию Dawn at War в частности. Безусловно, есть среди народных претензий и вполне обоснованные, но в целом такое ощущение, будто люди ждали от игры чуть ли не Второго пришествия самой первой части сериала в современной обертке. Из моих же личных претензий — излишний микроконтроль и упор на персональные умения бойцов, возня с которыми иногда реально портила удовольствие от игры.
Странным показался и шквал негатива в адрес Prey. Как по мне, это отличный проект, где почти идеально сочетались различные составляющие — начиная от неглупой научной фантастики и заканчивая разносторонним игровым процессом. Единственная моя претензия — ослабевавший под финал ритм игры. Создавалось впечатление, что авторы на исходе разработки банально от нее устали.

Prey подарила нам одних из самых необычных врагов в видеоиграх — мимиков.
Заодно я толком не могу определиться, как относиться к переизданию Bulletstorm: Full Clip Edition. С одной стороны, выглядит игра отлично, играется бодро (хотя и не так, как в 2010-м, — все-таки локации тут тесноваты), с другой — и цена у нее на уровне новинки, хотя новшеств в ней кот наплакал, да и те в изрядной мере спорные.
Отряд «Снежинка»
Наиболее приятным сюрпризом для меня стала >observer_, в основном потому что от этой игры я ничего хорошего не ждал. Небогатые польские разработчики, ранее создавшие неплохой (но не более того) хоррор Layers of Fear, попытка привлечь к себя внимание участием хорошего актера Рутгера Хауэра, на которого наверняка была потрачена львиная доля и без того скромного бюджета, невнятные скриншоты, причем наверняка отфотошопленные… Такие мысли витали в моей голове во время первого запуска игры. Однако вскоре все сомнения… Вернее, не так — вскоре вся уверенность в том, что передо мной обычный низкобюджетный проходняк, позорно испарилась, и я целиком погрузился в историю о киберполицейском будущего, разыскивавшем своего сына на задворках погибавшего мира. Запутанный сюжет, отлично поставленные диалоги, необычные ситуации, а главное, пугающие призраки воспаленного подсознания несчастных людей по обе стороны закона — все это не могло не впечатлять. Обилие эмоций, полученное во время прохождения, вызывает далеко не каждый современный блокбастер.

Будешь нарушать установленный порядок в >observer_ — познакомишься с этими ребятами.
Также я был впечатлен успехами другой польской команды — The Farm 51, которая после спорного во всех смыслах мясного экшена NecroVisioN выдала внезапно убедительную и необычайно сильную драму в Get Even. Пускай игра и не была идеальной (особенно в плане экшена), но вот ее история… Это как раз то, чего мне не хватает в современных проектах. Достаточно умная, в чем-то даже надрывная, заставлявшая задуматься. Бр-р-р, аж мурашки по коже.
Сейчас рискую вызвать массу недовольства, но все же хочу сказать, что еще мне очень понравилась Resident Evil 7. Тут тоже не могу понять тех, кто поливал и поливает игру грязью. Как по мне, «возвращение к истокам» во многом удалось. И увидеть мир сериала, на который мы раньше смотрели либо сверху вниз, либо из-за плеча, тоже было интересно. Наличествовали особняк, густая и во всех смыслах липкая, промозглая атмосфера, «невыносимая жестокость», довольно необычные для серии история и герои, в кои-то веки новый персонаж, почти не вызывавший отторжения. Еще бы только вторая половина игры не скатывалась в боевик и некоторые дополнительные эпизоды не были столь неровными… Но в целом — я почти в восторге. Даже хорошо, что рецензию на игру писал не я, ведь в ином случае итоговая оценка оказалась бы заметно выше.

Авторам Resident Evil 7 удалось вызвать у меня почти физическое отвращение. В хорошем смысле.
Приятным сюрпризом стала и Sniper Elite 4, в которую после предыдущих фейлов студии Rebellion Developments я не верил от слова «совсем». Тем не менее ребята будто как следует встряхнулись и на сей раз вдруг выложились по полной, ликвидировав большую часть косяков предыдущих частей. Проект понравился мне настолько, что я его купил во второй раз ради достижений, а заодно для повторного прохождения с нахождением всех пропущенных документов. При моих придирчивости и расчетливости, а также с учетом тотальной нехватки времени это весомый показатель.
Порадовали дополнения для Battlefield 1, а именно «Они не пройдут» и «Во имя царя». Первое запомнилось необычной атмосферой безысходности, красивейшими картами и масштабными боями с участием техники, второе — родными заснеженными просторами, бережным отношением разработчиков к истории нашей страны и отличным саундтреком.
Рад был увидеть на PC долгожданную Okami HD. Рассказывать о ней особо не буду, все уже было написано в моей недавней рецензии, но замечу, что выход данного проекта стал для меня одним из ярчайших событий года.
Кстати, не ожидал увидеть в наших краях отличную и яркую Halo Wars 2 вместе с аккуратно перенесенной первой частью. Какое-то время приходится привыкать к своеобразному консольному типу управления, однако освоившись, все любители вымирающего жанра RTS могут получить от игры массу удовольствия.

А еще в Halo Wars 2 есть вменяемый сюжет и красивейшие видеоролики.
Отдельный сдержанный привет передаю разработчикам из Firaxis Games. Их дополнение к XCOM 2: War of the Chosen помогло мне уверовать в то, что у команды все еще есть шанс обелить себя перед закоренелыми фанатами оригинала. Нет, горделивый поклонник внутри меня по-прежнему негодует из-за уймы упрощений и бестолкового «тактического» режима, но даже он признает, что War of the Chosen изменило механики игры к лучшему, да и в целом сделало ее заметно умнее.
Из глобальных стратегий отмечу вторую часть Endless Space, которая и в момент выхода была весьма приятным и неглупым занятием на несколько вечеров, а на сегодняшний день ее авторы выпустили столько различных обновлений и дополнений, что мне натурально страшно к ней возвращаться после двухмесячного перерыва. Боюсь, во многом придется переучиваться.
Вдобавок мне как поклоннику реализма в играх очень зашла Rising Storm 2: Vietnam. Во-первых, своим «правильным», зубодробительным хардкором, к которому какое-то время нужно привыкать и при котором, адаптировавшись, начинаешь ловить какой-то совсем уж дикий фан от происходящего. Во-вторых, сеттингом: все-таки война во Вьетнаме не была сильно заезженной даже десять лет назад, а уж сегодня, когда все поголовно клепают проекты про современные и футуристические конфликты, с подобными играми и вовсе беда.

Лично знаю игроков, которые на раз сбивают «вертушки» американцев при помощи РПГ-7 в Rising Storm 2. И это безо всяких там автонаведения и предсказуемых снарядов.
Понравилась вторая Wolfenstein — своими динамикой, сложностью, сюжетом и героями. Пожалуй, единственное, чего мне не хватало по ходу игры, — той изящной драмы, которая внезапно всплывала в концовке The Old Blood. Ну и, наверное, «зомбей». Палить по ним из двустволки было очень весело.
Наконец, мне пришлась по душе Tom Clancy’s Ghost Recon: Wildlands, во многом благодаря невероятному обилию возможностей, которые она предоставляла сплоченной команде игроков. Хочешь — врывайся с пушками наперевес и устраивай бойню. Хочешь — снимай всех часовых и тихо уничтожай опасное оборудование. Хочешь — оставь снайперов позади себя, а сам прокрадывайся в стан врага и наноси по целям точечные удары. Главный минус у игры один — она очень неровная. Некоторые моменты проработаны настолько тщательно, что только диву даешься, в то время как иные геймплейные механики или технические аспекты делались будто на отвали. Сочетание этого качества и откровенной халтуры порой может как повеселить, так и сильно разозлить. Ну и да — игре определенно нужно больше реализма!
Напоследок хотел бы дать одну непрошенную и необычную рекомендацию: если вы любите гонки и сериал NFS, советую присмотреться к спорной Payback. Если не обращать внимание на странную систему апгрейда, дурацкие задания по открыванию запчастей и шаблонный сюжет, от игры можно получать удовольствие. В основном от ее разнообразия — как в плане локаций, так и в плане типов заезда. Например, я с позабытым азартом участвовал в таких же позабытых драг-заездах и словно в первый раз с восторгом накручивал счетчик дрифта на горных дорогах. Все как тогда, в юности, в Underground за номером «раз» и «два». Ну а уж любители тюнинга точно останутся довольны представленными в Payback возможностями.
Не буду оригинальничать и в конце просто поздравлю всех наших читателей с наступающим Новым годом. Не будьте как я — наслаждайтесь видеоиграми, а еще не забывайте про реальную жизнь, особенно на грядущих праздниках. Поверьте, там тоже ярко и интересно.
Нелегок и тернист путь переводчика. Тропа редактора же… впрочем, не будем о грустном абстрактно и сразу перейдем к сути. Сегодня Tolma4 Team приоткроет завесу тайны над тем, как вообще проходит работа в команде переводчиков и с чем ее едят. А поскольку нам приходилось работать и по договоренности с разработчиками, и неофициально, рассмотрим процесс с обеих сторон.
Тёмный силуэт в балахоне бредёт по рельсам. За его спиной слышен нарастающий гул приближающегося поезда. Вот уже и яркий свет прожектора озаряет его, но человек просто останавливается и смотрит прямо в лицо опасности, явно получая удовольствие от рискованной ситуации. Более того, он дерзко бросает недокуренную сигарету на шпалы и спрыгивает с путей в последний момент. Сняв капюшон, перед нами предстаёт Хлои Прайс. Интересно, что же творилось в её разуме в этот миг? Хотя, думаю, многие испытывали похожие чувства в её возрасте.
Чем больше я скрываю чувства, тем вырываются они сильней
Уже с 19 декабря игрокам стал доступен полный сезон приквела Life is Strange с подзаголовком Before the Storm. Он рассказывает о жизни в Аркадия-Бэй за несколько лет до того, как Макс Колфилд вернётся из Сиэтла, чтобы навсегда всё изменить. Сменились не только времена, но и разработчики: французская студия Dontnod уступила место американской Deck Nine Games. А сама предыстория сконцентрировалась на вышеупомянутой Хлои и её взаимоотношениях с загадочной Рэйчел Эмбер. Пока Рэйчел ещё не пропала без вести, пространственно-временной континуум не разрушен, а в городке не происходят даже самые завалящие убийства. А интерактивный фильм обращается больше к проблемам подростков, пытающихся понять, чего они хотят от жизни и что могут дать ей взамен, попутно прожигая последние дни перед вступлением во взрослую жизнь.
Рассказ начинается вскоре после отъезда Максин с родителями в другой город. Довольно быстро она перестаёт отвечать на сообщения Хлои и всё больше отдаляется от неё. Лишившись своей «лучшей подруги», Хлои в собственных дневниках, написанных в стиле неотправленных писем для Макс, всё больше уходит в себя, погружается в мысли о погибшем отце, закрывается от внешнего мира. Её эпистолярный дневник очень проникновенно описывает все её переживания, в которых внешне дерзкая одиночка предстаёт весьма хрупкой и ранимой. Попутно меняется её отношение к Макс: от злости из-за того, что та перестала с ней общаться, до смирения и даже насмешки над её снобской жизнью в столичном Сиэтле. Вдобавок мать Хлои начинает встречаться с Дэвидом — авторитарным ветераном войны, требующим беспрекословного подчинения. В попытке хоть ненадолго сбежать от жизненных проблем Хлои пробирается на закрытую рок-вечеринку. Правда, там она находит новую порцию неприятностей, из которых её и выручает Рэйчел. Так начинается дружба (или даже отношения) между круглой отличницей и всеобщей любимицей и самым безответственным учеником школы «Блэкуэлл».
Конечно, похожие сюжеты не раз встречались в американском кинематографе, о чём я уже писал. В первую очередь на ум приходят трагикомедия Джона Хьюза «Клуб „Завтрак”» и популярный ретро-мюзикл Рэндала Клайзера «Бриолин». В обоих случаях речь шла о поиске взаимопонимания между представителями разных социальных групп, как на уровне школы, так и за её пределами. Разве что в Before the Storm данный простой сюжет дополняется элементами фаталистической философии оригинальной Life is Strange.
В сравнении с оригинальной игрой приквел делает большую ставку на сюжет и, собственно, интерактивное кино. Эпизодов с изучением локаций и решением загадок стало заметно меньше. Да и те по большей части необязательные сайдквесты, зачастую введённые лишь для того, чтобы сделать очередное граффити. Именно их оставляет повсюду Хлои, и параллельно они являются местным коллекционным предметом. Хотя отдельные необязательные сторонние сюжеты действительно достойны внимания — например, ни в коем случае не пропускайте партию в настольную RPG в первом эпизоде. Забавно, что при этом разработчики озаботились такой маленькой деталью, как цель задания, которая всегда написана маркером на ладони Хлои. Похвальное решение с «естественным интерфейсом», но бессмысленное в рамках данной игры, где тяжело заблудиться или забыться. При этом новые разработчики попытались сохранить визуальный стиль оригинала. Но более отстранённая холодная режиссура бросается в глаза не меньше, чем смена героини с витающей в облаках Макс на не лезущую за словом в карман Хлои.
Эту особенность характера Хлои разработчики превратили в словесную мини-игру «перепалка». В нескольких сюжетных и не очень моментах у героини есть возможность вступить в спор, этакий рэп-батл со своим собеседником, в котором колкость зависит от рифмы предыдущей реплики. Чем-то подобная система напоминает стихотворные дуэли пиратов из The Curse of Monkey Island. Кстати, учитывая увлечённость героини пиратской тематикой, возможно, это такая очень завуалированная отсылка. Правда, иногда рифмы не совсем очевидны. Быть может, дело в том, что фразы, предлагаемые на выбор, неудачны, а может, просто не получается воспринимать английский на слух. Но это очень редкие моменты. Гораздо чаще всё очевидно и никаких проблем эти поединки не вызывают.
Характер Хлои раскрывается не только через дневник и отношения со сверстниками и матерью, но и через сны, в которых она видит своего погибшего отца. Вероятно, то, какой финал выберет игрок, сильно зависит от того, как он относится именно к сновидениям девушки. На данный момент между двумя концовками трёхсерийной игры нет консенсуса, как это было с первой частью: по статистике они выбираются 50 на 50.
Надо сказать, что несмотря на определённую наивность, а местами и банальность сюжетных ходов, авторам удалось создать убедительную атмосферу старшей школы. Да, это не настолько удачная игра, как оригинальная Life is Strange, но свои плюсы есть и в Before the Storm. Даже смена актрисы озвучки с Эшли Бёрч на Рианну Девриз не сильно сказалась; более грубая версия Девриз даже больше подходит вздорной старшекласснице. И всё это действие развивается в неспешном ритме инди-рока. Если в прошлый раз саундтрек написала французская инди-группа Syd Matters, то нынче за него ответственна группа Daughter.
К графике в целом тоже сложно придраться. Стилизованное изображение скрывает любые технические недоработки. А переезд на более продвинутый движок Unity позволил сделать более просторные локации с минимумом экранов загрузки, в отличие от оригинала, который был разбит на череду маленьких локаций. Разве что местами анимация топорна, что на фоне современных тенденций по борьбе с её некачественностью выглядит забавно.
Пожалуй, главной проблемой игры является упомянутая режиссура. Хоть по скриншотам может показаться, что игра мало чем отличается от предыдущей, на деле разница ощущается сразу. Как выстраиваются сцены, как используется музыка, вдобавок монтаж, диалоги, да и само построение истории совершенно иные. Это уже не интригующий молодёжный триллер с элементом мистики, а скорее зарисовки из жизни подростков Аркадия-Бэй с соответствующим темпоритмом. Пара сюжетных поворотов и вовсе выглядят неудачными и надуманными на фоне довольно реалистичного повествования. И больше всего это вредит основной сюжетной линии, которая вне зависимости от финала выглядит недокрученной, оборванной на полуслове. Хотя чего уж там, сцена после титров отсылает к событиям оригинала, намекая, что без него никакого смысла в существовании Before the Storm нет.
А вот таинственная Рэйчел откровенно разочаровывает. На мой взгляд, её загадка должна была остаться за кадром. Или нужен был другой подход к описанию её характера. Особенно это бросается в глаза на фоне других персонажей, выписанных куда искусней. Даже старые знакомые тут получили новые грани характера (кроме, возможно, Виктории Чейз, изображённой здесь скорее в духе фанфиков типа Love is Strange, а не в реалистичной манере сериала).
Before the Storm — живописание подросткового периода со всеми его поисками ответов на экзистенциальные вопросы, преувеличенными чувствами и наивными устремлениями пополам с простым дуракавалянием. Игра даже близко не подбирается к творению Dontnod, но студия Deck Nine, видимо, и не пыталась, сделав небольшой шаг в сторону. Игра получилась такой же незрелой, как и её герои. Но это даже по-своему прекрасно.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
О какой игре говорили и стар и млад весь 2017 год? Думаю, никто не будет спорить, что такой игрой стала Playerunknown’s Battlegrounds. Игра-феномен, игра-прорыв. Идиотское название и аддиктивный геймплей. И вот после почти года в раннем доступе она наконец зарелизилась официально. Самое время попробовать понять, чем же так хороша игра, успевшая продаться тиражом 30 миллионов копий.
Везение — залог успеха
В начале было слово. Точнее, фильм. «Королевская битва» Киндзи Фукасаку рассказывала об антиутопии, где общество ради предотвращения подростковых бунтов проводило так называемые «королевские битвы»: группу подростков отправляли в закрытую зону и заставляли убивать друг друга, пока не останется последний выживший. Таким образом общество пыталось подавить гормональные всплески и конфликт отцов и детей, хотя исходя из фильма, скорее, получалось наоборот. Сама идея, конечно, была придумана не японцами. Одно из первых упоминаний прообраза «королевской битвы» можно встретить в древнегреческой мифологии — так называемый Лабиринт Минотавра на острове Крит. По преданию, туда ежегодно отправляли несколько юношей и девушек. Хотя мифы разнятся от источника к источнику, и по некоторым данным, «лабиринт» был просто тюрьмой.
Как бы то ни было, именно это вдохновило простого ирландского парня Брендана Грина, скрывавшегося под никнеймом PLAYERUNKNOWN, начать делать модификацию для ArmA 2 по мотивам упомянутых историй (точнее, он затеял мод для мода — DayZ: Battle Royale). Также повлияла серия романов «Голодные игры», поклонником которой был Грин. Ещё одним источником вдохновения стали стримеры: сам Грин ничего не стримил, но ему очень нравилась группа стримеров, которые собирались в DayZ и устраивали битвы на выживание друг с другом. В тех битвах важными условиями были рандомный респаун и полное отсутствие экипировки на старте у всех. Хотя мод так и не был доделан, Грин не бросил попытки создать игру, в которой люди без какой-либо подготовки смогли бы повторить те экспериментальные стримы со случайными игроками. Сначала он забросил разработку мода для ArmA 2, переехав на стэндэлоун-версию DayZ. Но не удовлетворившись слабым уровнем поддержки этой игры, стал переносить разработку мода на фундамент только вышедшей ArmA 3. Где-то в это время к нему обратилась компания Sony Online, которой понравилась его идея; так он стал геймдизайнером H1Z1: King of the Kill. А вскоре его переманили корейцы из Bluehole. Так начался PUBG (аббревиатура в ходу у поклонников игры, которым тяжко каждый раз произносить полное название вслух).
Что же такое PUBG? Если коротко, то это огромный постсоветский остров (а с недавних пор к нему добавилась и пустыня), куда десантируются примерно 90–100 человек. Они вправе высадиться в любой части карты, все имеют равные условия в начале, и за душой у них ни гроша. Десантировавшись, они должны быстро найти себе экипировку и оружие, чтобы выжить в условиях «королевской битвы». Дабы всё не превратилось в бесконечную битву кемперов, зона боевых действий постоянно уменьшается случайным образом. Следовательно, игроки должны не только заботиться о выживании в перестрелках, но и постоянно следить за сужающимся радиусом боевой зоны. Последнее заставляет и без того напряжённых мужчин и женщин слетать с катушек. Игра повышает уровень адреналина в организме с каждой секундой матча.
Фактически Брендан Грин сумел создать идеальный мультиплеерный стелс-экшен. Уже были примеры успешных ураганных и тактических шутеров, но именно честный стелс мало кому удавалось сделать. Были попытки соорудить мультиплеерные режимы в Splinter Cell и Metal Gear Solid, но они не передавали и половины того удовольствия, что содержалось в синглплеерных кампаниях этих игр. Только в PUBG впервые получилось сделать прятки друг от друга действительно увлекательными. Все игроки знают о собственной уязвимости, потому они, за вычетом отдельных бравых парней, стараются отсиживаться за кустами, ящиками, заборами. Благодаря честному FOV и большим пространствам игроков действительно трудно заметить. Но тут начинает работать самая продуманная часть игры — звуковой дизайн. Давно я не встречал игр, для который нужны хорошие наушники. В Playerunknown’s Battlegrounds нужно учиться прислушиваться к каждому шороху. А звуковое позиционирование не обманет. Если что-то звучит вдали, то скорее всего оно действительно далеко, а если слышно шорох сминаемой травы справа в паре метров, значит, там кто-то ползёт. Во многих стычках можно выжить, просто прислушавшись к окружению. Правда, это не поможет в снайперских боях. Хотя для последних ещё надо найти хороший оптический прицел, желательно с восьмикратным приближением.
Ситуацию легче всего объяснить на живых примерах. Однажды я приземлился с двумя игроками в одной точке; мы устремились каждый к своему придорожному коттеджу. Один из игроков, видимо, не найдя ничего в собственном коттедже, побежал ко мне, но у меня имелся «Магнум», так что конец был немного предсказуем. А вот другой игрок безвылазно засел в своём домике. Я тоже не рисковал выйти на прогулку. Мы оба знали, что находимся рядом, но оттягивали встречу до последнего. А боевая зона уже начала сужаться. На моё счастью, кто-то приехал, завалил моего «соседа» и поехал дальше. Увы, счастье оказалось недолгим: за моим домом кто-то прятался, и он начал стрелять мне в спину. Скрывшись за забором, я перевёл дух. Я слышал и видел, что враг ринулся меня добить, в моём револьвере была только пара патронов и ничего более. Не повезло с респом предметов. Я начал прятаться на карачках. В какой-то момент враг устал искать меня и ретировался. К сожалению, дальше я просто бежал наперегонки с сужавшимся радиусом боевой зоны, потому в панике не заметил противника, который меня и подстрелил.
Конечно, далеко не каждый матч в PUBG генерирует подобные истории, но условно каждая третья катка обеспечивает непередаваемые ощущения. А поскольку все матчи содержат в себе элемент репетитивности, у игроков усиливается вера в то, что теперь у них всё получится. Но при такой высокой вероятности случайности (100 человек на огромной карте при случайном определении боевой зоны, а после последнего обновления ещё и вся экипировка абсолютно рандомная) на самом деле все их ожидания ошибочны. С другой стороны, именно такой подход удерживает в игре даже тех пользователей, которые плохо играют в шутеры. Постоянно присутствующий элемент случайности сводит к минимуму появления слишком хорошо играющих. Правда, иногда встречаются читеры, но их не более 1% на 30 миллионов геймеров.
Технически игра звёзд с неба не хватает, но после выпуска ранних версий сильно улучшилась. Unreal Engine 4, может, и не показывает всех своих возможностей, но картинка достаточно симпатичная, чтобы не вызывать отторжения. А многие проблемы с оптимизацией ушли с выходом версии 1.0. Хотя и без этого GTX 780 выдавала в среднем около 60 кадров на высоких настройках.
Можно как угодно относиться к Playerunknown’s Battlegrounds. Никто не запрещает вам любить её или ненавидеть. Но объективная реальность такова: это самая прорывная игра 2017 года, которая претендует на лавры жанрообразующей. Уже сейчас свои battle-royale-режимы появились в Rust, GTA V Online, H1Z1 и, конечно же, самом успешном клоне Fortnite.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)